Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Инфляционные ожидания населения в апреле подскочили до уровня 2017 года. И составили рекордные 11,9 %. Экономист связал проценты инфляции с ценами в магазине.

Даже оптимистическое Послание президента Федеральному собранию не придало уверенности россиянам в завтрашнем дне. По оценке Центробанка, инфляционные ожидания населения в апреле подскочили до уровня 2017 года. И составили рекордные 11,9 %.

Тревожные ожидания от дня грядущего свойственны как гражданам со сбережениями на «черный день». Так и в гораздо большей степени –  без всяких сбережений.

Сам Центробанк первоначальной причиной такого явления называет рост цен на продукты, на бензин, а также ослабление курса рубля, которое возникает в отдельные периоды.

Как считает регулятор, в марте годовые темпы прироста потребительских цен увеличились до 5,8 %, хотя по оценке ЦБР на 19 апреля они замедлились до 5,5 %.

При этом, Центробанк прогнозирует, что инфляция к концу года снизится до 4,7-5,2 %, а на уровень 4 % вернется к 1 июля 2022 года.

В общем и целом, нам предлагают еще подождать почти 1,5 года, когда ситуация с ростом потребительских цен полностью устаканится, и наша жизнь, наконец, войдет в нормальное русло.

Но что значит для рядового налогоплательщика эти проценты и их десятые доли? Как они отражаются на жизни россиян?

Эти вопросы мы задали доктору экономических наук, профессору Игорю Николаеву.

- Ожидаемая инфляция – это ощущения людей после похода в магазин, - отвечает он. - Как видите, она значительно выше, почти в три раза, официально прогнозируемой на этот период - 3,7 %. И в два раза превышает реально зафиксированную в годовом выражении в 5,7-5,8 %. То есть, мы идем со значительным опережением уровня инфляции.

На инфляционные ожидания нельзя смотреть сквозь пальцы, дескать, мало ли кто что ощущает. Сходил, мол, человек в магазин, увидел подорожавшие куриные яйца, вот ему теперь и чудится всякое.

Нет, это серьезный показатель, такой же, как курс рубля или санкции, на которые мы традиционно списываем рост потребительских цен.

Центробанк поступает очень правильно, учитывая его как самостоятельный фактор. Ведь когда люди ожидают роста, скажем, в 12 %, то какова их дальнейшая реакция? Что завтра подорожает еще больше и лучше прикупить лишнюю тушку бройлера или десяток тех же яиц.

В результате, ожидаемая инфляция подталкивает к росту реальной. Создается повышенный спрос на товары, продавцы, пользуясь этим, задирают цены, и мы видим, что вместо 3,7 % прогнозируемой властями инфляции, в действительности она на 2 % выше, а по ощущениям – еще намного выше.

Ожидаемая инфляция формируется медленно, но и снижается тоже постепенно.

- Но что влияет на рост инфляции?

- Имеется сильный проинфляционный фактор. Говорящий о том, что процесс может вообще выйти из-под контроля.

- Откуда он взялся, этот фактор? Нефть дорожает, пандемия отступает, положение вроде бы стабилизируется… Что делаем не так?

- О том, что делаем не так, говорить можно долго. Легче сказать, что делаем так. Для меня высокие инфляционные ожидания не удивительны. До декабря, когда не было истории с сахаром-песком и подсолнечным маслом, на рынке все было относительно спокойно. А после того, как начали сдерживать цены, все пошло и поехало.

Как рассуждают производители и торговля? Сегодня заморозили цены на одни продукты, а завтра очередь дойдет и до других. Пока не ввели административного регулирования, я подниму цены на другие товары. Пускай, не очень резко, но регулярно - вот все и поползло вверх. Покупатель все это видит и готовится себя как-то обезопасить, создавая продуктовый запас.

- Сегодня нам говорят, что на уровень инфляции 4 % мы выйдем почти через полтора года, к июлю 2022 года. Жить станет легче?

- Разумеется, если инфляция снизится столь серьезно. Но возникает вопрос: почему в экономических прогнозах на несколько месяцев вперед мы ошибаемся достаточно сильно, а в прогнозе почти на 1,5 года будем точны? Верить таким обещаниям или нет? Нас интересует день сегодняшний, нынешние цены, а уже потом – лето будущего года…

 

Последние новости