Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Почему не стоит покупать залоговые автомобили у банков и приставов? Это значительно сложнее как по времени, так и юридически, и судиться с этими организациями в случае возникновения конфликтной ситуации крайне тяжело и дорого.

На первый взгляд такая покупка может выглядеть сверхвыгодной, однако торопиться с выбором банка и аукционом судебных приставов не стоит.

Бросок через бедро

Резкое подорожание автомобилей в 2020 году на фоне пандемии коронавируса и падения рубля заставило потенциальных автолюбителей посмотреть на рынок залоговых автомобилей. Если говорить совсем просто, то залоговые авто — это машины, которые были конфискованы банком или судебными приставами и теперь продаются на аукционе для погашения долгов физического или юридического лица. В Интернете попадается куча объявлений, которые сулят машины "по низу" рынка — на 20 и даже 30% дешевле среднерыночной цены.

Применительно к банкам имеет место очень хитрая стратегия. Залоговый автомобиль, ПТС на который хранится у банка до момента последней выплаты, уже находится в кредите и формально на балансе банка. Для того чтобы максимально быстро продать автомобиль, на котором клиент банка уже какое-то время поездил, его предлагают купить в кредит. Правда, беглый анализ рынка кредитных предложений на залоговые авто показал, что даже с учётом первоначального взноса ставка по таким "щедрым" предложениям начинается с 20% годовых, тогда как обычные автокредиты продают на тех же условиях под 12–14% годовых. То есть, по сути, банк может зарабатывать на своём же кредите, выданном под покупку арестованного автомобиля. Гениальный ход и ситуация win-win, но только для банкиров.

Приставы и кладбище "отжатых" машин

Разница между проверкой автомобиля на вторичном рынке и продаваемой на залоговых торгах машины в том, что проверить историю последней практически невозможно. И судебные приставы, и банки действуют по одинаковой тактике: сообщают сухие данные о пробеге, цвете, количестве хозяев в ПТС, практически умалчивая при этом об истории обслуживания машины. Как результат — целое кладбище абсолютно непригодных к дальнейшей эксплуатации машин — как отечественных, так и иномарок.

Как и любая аукционная площадка, продавцы залоговых автомобилей удерживают с потенциального покупателя штраф, если сделка по продаже машины не состоялась. К слову, подъехать и посмотреть на состояние авто до участия в торгах почти невозможно — сотрудники банков и подрядчики приставов, продающие залоговое имущество, в большинстве случаев даже не с первого раза понимают, о какой машине идёт речь. И если клиент не является должником банка или его сотрудником, то подойти и посмотреть машину нельзя.

Сектор "Хлам" на барабане

Покупка залогового автомобиля не глядя по своей сути равноценна любой другой покупке в таком же ключе. Никакой ответственности за автомобиль после продажи ни банк, ни приставы нести не будут, а все поломки будут устраняться в порядке общения с официальным дилером, то есть вся головная боль будет переложена на покупателя. В случае если гарантия на автомобиль кончилась, но он всё равно куплен в кредит, дело обстоит ещё печальнее — чинить авто и платить кредит всё равно придётся.

Пример диагностики банка с залоговым автомобилем на фотографии ниже. Никаких подробностей — кроме того, что автомобилю (премиум-внедорожнику) требуется повторная диагностика. О компетентности специалистов этого банка остаётся только догадываться. Какие выводы из такой "диагностической карты" должен сделать потенциальный клиент — непонятно.

Руководитель экспертной лаборатории "Концепт техно сервис" Андрей Шафранюк пояснил, что горе-клиенты, купившие залоговые автомобили у банков, часто обращаются за проведением независимой экспертизы, связанной с подтверждением состояния автомобиля.

"Это [покупка авто без диагностики] типичная ошибка тех, кто думает, что банк или приставы обслуживают машину, что-то с ней делают. Ничего с такими машинами не делается, пора бы это запомнить. Их просто забирают у должника и отправляют на стоянку банка. Всё. В лучшем случае могут помыть. Но о ремонте, обслуживании и вообще каком-то бережном отношении речи никогда не идёт. Банки и приставы в контексте этого вопроса — такие же перекупщики, которым нужно максимально быстро скинуть машину дальше", - Андрей Шафранюк, руководитель экспертной лаборатории "Концепт техно сервис".

Эксперт по подбору автомобилей компании Fox-Auto Денис Адоньев отметил, что чаще всего банки просто не дают провести вменяемую техническую экспертизу автомобиля перед покупкой.

"Покупка автомобиля не глядя у кого бы то ни было опасна по целому ряду причин. Конкретно про банковские автомобили — если они гарантируют юридическую чистоту сделки, то этот момент можно отметать. Остаётся техническая часть и проверка кузова. Зачастую вся процедура осмотра проводится у них на локации, и они не дают провести внятную проверку. Если что-то можно проверить на месте — без проблем, если нужно подробнее изучить автомобиль, то это становится невозможным", - Денис Адоньев, эксперт по подбору автомобилей компании Fox-Auto.

Не своя вина

Любопытно, что почти каждый договор купли-продажи залогового авто сопровождается пунктом, согласно которому клиент "не имеет претензий к качеству и состоянию автомобиля, а реальное состояние транспорта совпадает с указанным в документах". Этот пункт, как отмечает директор юридической компании Евгений Неволин, следует вычёркивать из договора, поскольку вернуть машину обратно в этом случае будет практически невозможно.

"Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" покупатель может отказаться от исполнения договора купли-продажи технически сложного товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы при обнаружении существенного недостатка. Но доказать, что этот недостаток существенный, можно только через экспертизу. Если автомобиль далеко не новый, то эта задача усложняется десятикратно. А если в договор включён пункт, по которому клиент точно знал, что именно покупал, то дело может растянуться на пару лет", - Евгений Неволин, директор юридической компании.

Теперь про деньги

Задача по "впариванию" залоговых машин за стоимость практически новых автомобилей для приставов и банков недавно усложнилась. Многие площадки маркируют объявления, отмечая хорошую и плохую цену. Если автомобиль от залогового отдела банка или ФССП переоценён, то там, скорее всего, может не быть вообще никакой отметки, поэтому для чистоты эксперимента нужно свериться с ценами на автомобиль с аналогичным годом выпуска и пробегом.

В отличие от перекупщиков или просто владельцев авто на вторичном рынке, банки и приставы почти не торгуются за выставленные на продажу автомобили. Если точный ценник в объявлении указан, то, скорее всего, он будет для клиента окончательным. Единственная надежда на снижение цены — тактика выжидания. Если автомобиль не продаётся, то аналитики снижают цену и запускают объявление на электронную площадку по новой, а потом просто ждут своего клиента. Юристы и эксперты отмечают, что процесс покупки автомобиля у залогового отдела банков или ФССП значительно сложнее как по времени, так и юридически, и судиться с этими организациями в случае возникновения конфликтной ситуации крайне тяжело и дорого.

Последние новости

© Audit-it.ru, 2013 - 2021 Реклама на сайте
или оставьте свои отзывы и предложения
Для iOS:
Для Android: