Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Кудрин объяснил, почему мало тратят ФНБ: Это попытка сохранить ресурс для второй волны

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин выступил с программным интервью, посвященным коронавирусу и его последствиям. Бывший министр финансов требует реформировать всю отечественную медицину, включая систему ОМС. Также он дает прогноз, когда экономика восстановится от нынешнего шока, и рассуждает о пользе федерального регистра с данными всех россиян — «государственного „Фейсбука“».

С ВИРУСОМ РОССИЯ СПРАВЛЯЕТСЯ НЕ ХУЖЕ ДРУГИХ, НО РАСХОДЫ НА МЕДИЦИНУ НАДО УВЕЛИЧИТЬ

В начале интервью агентству ТАСС Алексей Кудрин еще раз проговорил тезисы, которые и раньше озвучивал: необходимо увеличить расходы на здравоохранение и образование. Но в разгар коронавирусной пандемии эти слова обрели новый смысл. «Борьба с вирусом еще продолжается, частичные ограничения могут растянуться до сентября или даже до конца года, — заметил он. — К прежней жизни вернуться можно только через год, и то если не будет новых волн. Мир уже пришел к выводу, что все очаги удастся победить, только когда окажется создана вакцина».

Бывший глава минфина предлагает разделять оценку состояния здравоохранения в России и результаты борьбы с вирусом. «Во втором случае нужно смотреть, насколько быстро система отреагировала на кризис, как и когда были развернуты дополнительные мощности», — объяснил он и сделал вывод, что «все страны мира оказались не готовы», поскольку «очень трудно держать в состоянии мобилизации медицину и резервные мощности, если подобное происходит раз в 100 лет».

По оценкам главы Счетной палаты, Россия неплохо справляется с пандемией. Помощь в этом оказали и военные, расширив возможности в борьбе с COVID-19. Правда, детально данную мысль экс-министр финансов не развил. «До сих пор в больницы поступает необходимый объем защитных средств, аппараты ИВЛ — не могу говорить за каждую больницу или поликлинику, но в целом их хватает, — считает он. — Хотя резерва большого нет, особенно в ряде регионов». Россия не хуже других стран справляется с вирусом, учитывая «острый, беспрецедентный пик заболеваний».

Однако сама система здравоохранения не заслужила такой оценки. «Как показывают социологические исследования, это самая большая проблема, которая беспокоит наших граждан, — говорит Кудрин. — Я знаю ситуацию во многих регионах и хочу сказать, что медицина не отвечает современным требованиям. В ЦСР (центр стратегических разработокприм. ред.) в 2018 году мы говорили о том, что нужно дополнительно в год на медицину тратить порядка 1 триллиона рублей, чтобы она сегодня была более качественной». Экономист вспомнил про концепцию долгосрочного развития от 2008 года, которая предполагала, что к 2020-му расходы на здравоохранение должны были увеличиться с 3,6 до 5% ВВП, на образование — с 4 до 5% ВВП. «К сожалению, этого так и не произошло, и в 2019 году расходы на здравоохранение составили всего 3,5 процента ВВП», — констатировал он.

«НЕОБХОДИМО РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОМС»

Помимо инвестиций, отечественному здравоохранению нужны реформы. Кудрин убежден, что сейчас стоит больше внимания уделять диагностике, телемедицине, первичному звену. «Требуется совершенно новая система управления медициной, — подчеркнул он. — Очевидно, необходимо реформирование отечественной системы ОМС, так как она не является классической системой страхования, не обеспечивает защиту прав застрахованных и не способствует эффективному использованию ресурсов».

«Сегодня медицина, как бы странно это ни звучало, не клиентоориентированная отрасль, — подчеркнул бывший глава минфина. — К сожалению, знаю случаи, когда сейчас, в период пандемии, люди с хроническими заболеваниями ходили в поликлиники и по два-три часа торчали в коридорах без соблюдения социальной дистанции, чтобы просто получить традиционные меры поддержки или сдать обычные анализы. Их подвергли дополнительным рискам! Такая организация совершенно недостойна в этот период. Кроме того, что медицина существенно недофинансирована даже по действующим нормативам, она требует и серьезной перестройки. Мы проведем проверку и покажем эти цифры».

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ПРОВЕРИТ ВЫПЛАТУ НАДБАВОК ВРАЧАМ

Подчиненные Кудрина уже начали мониторинг антикризисных мер, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Счетная палата изучит эффективность потраченных на борьбу с пандемией средств, а Госдума поручила ведомству проверить выплату надбавок медицинским работникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку в период пандемии. «Еще оценим, достаточное ли финансирование территориальных программ госгарантий с учетом потребности регионов в медицинской помощи», — пообещал он, заметив, что итоги проверок будут представлены уже в этом году, но проверка выдачи помощи малому бизнесу, системообразующим предприятиям, применение мер отсрочек и налоговых каникул начнутся в конце 2020-го.

Глава Счетной палаты заявил, что во время кризиса эффективнее оказывать адресную поддержку граждан, чем всему населению. «Тогда и выплаты будут больше, — указал он. — Но в период кризиса это трудновыполнимо. Мы оцениваем благосостояние человека к предыдущему периоду, в то время как сейчас, в кризис, оно могло принципиально измениться. И мы понимаем, что у 30 процентов граждан в стране уже идет или снижение зарплат, или они уходят в неоплачиваемый отпуск, или становятся безработными».

Притом экономист предлагает пойти по схеме «более широкой выдачи денег». «Только на эти три-четыре месяца, потом можно вернуться к традиционным методам поддержки, — предупреждает он. — Но все равно делать их более простыми, применять дистанционные способы подтверждения данных». В дальнейшем стоит прибегнуть к адресной помощи, оказывать ее будет проще, когда заработает единый федеральный информационный регистр, где в одном месте соберут информацию из разных ведомств, например о семейном положении, образовании, сведения из службы занятости и т. д., пояснил Кудрин, назвав этот реестр «государственным „Фейсбуком“». «Система позволит в режиме реального времени видеть положение дел у человека, быстрее реагировать на его социальный статус и помогать, направлять адресные выплаты, — говорит он. — Не придется обивать пороги разных органов власти. Кроме того, это позволит бороться с мошенниками, которые, например, незаконно получают субсидии».

В пример бывший глава минфина приводит западные страны, которые пошли по пути и быстрой раздачи средств, и адресной поддержки. «В Великобритании и США руководители малых и средних предприятий подавали списки работников, у которых снижается зарплата или которые переведены в неоплачиваемый отпуск, и таким сотрудникам на основании этой заявки выплачивается две трети зарплаты, — описал он. — Может, кто-то попытается обмануть, но важнее быстро оказать помощь многим, даже если часть будет неэффективной, — это тот случай, когда важнее скорость».

ОБЪЕМ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН НА ЗАПАДЕ — 30% ВВП, В РОССИИ — 6%

Кудрин сравнил, сколько средств выделяется на поддержку граждан Европы и России. Поначалу анализ вышел не в пользу отечества. «Достаточно ли мы выделяли ресурсов? — задается вопросом глава счетной палаты. — У западных государств объем поддержки достигает 30% ВВП — в Великобритании или Германии. Но прямая бюджетная поддержка, не кредитная и гарантийная, — это примерно от 5–7% ВВП». В России же, приводит данные правительства Кудрин, три пакета поддержки стоят 3,3% ВВП. Это примерно 3,3 трлн. рублей, включая кредитные и гарантийные меры поддержки. «Если взять только прямые меры поддержки, без гарантии и кредитов, и засчитать в них выпадающие доходы по предоставленным налоговым льготам, то это примерно 2% ВВП, — подсчитал Кудрин. — Если добавить сюда выпадающие нефтегазовые доходы, которые будут покрыты из ФНБ, — это еще примерно 2% ВВП. Получается, наш масштаб поддержки составил 4% ВВП».

Однако нефтяная зависимость делает Россию более уязвимой в части выпадающих доходов. «Получается, что 2 трлн. рублей просто замещают выпадающие доходы, и большая часть поддержки идет на обычные, рутинные расходы бюджета — дотации Пенсионному фонду, выплата зарплаты бюджетникам, содержание Министерства обороны и т. д.» — сетует глава финасист. Еще примерно 2% ВВП выпадающих ненефтегазовых доходов будут компенсированы в основном за счет заимствований на внутреннем рынке. Считать ли эти деньги мерой поддержки? «Это дополнительная мера, на которую пошло государство, чтобы сохранить действующие расходы, — отвечает Кудрин. — Получается, что это плюс 2% ВВП, а значит, меры поддержки у нас уже 6% ВВП».

ПОМОГАТЬ КОМПАНИЯМ ПО ПРИНЦИПУ ФАКТИЧЕСКОГО СНИЖЕНИЯ ОБОРОТА И УХУДШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Кудрин полагает, что государство могло направить на 2-3 трлн. рублей больше для поддержки своих граждан, однако минфин и президент пока не позволяют увеличивать затраты из фонда национального благосостояния. «Это попытка растянуть ФНБ на три года, а также сохранить ресурс для второй волны пандемии, если она будет, — объясняет спикер. — Если зимой будет вторая волна, то 1 или 2 трлн точно потребуются». Однако у Кудрина другое мнение, он полагает, что в ФНБ останется достаточно денег, чтобы растянуть их еще на год, даже если будет вторая волна. Дополнительные средства он предлагает выделить на поддержку малого и среднего бизнеса.

«Я знаком с материалами и „Опоры России“, и РСПП, и других объединений, — добавил Кудрин. — Мы проводили в Счетной палате несколько совещаний с малым и средним бизнесом. Считаю, что меры поддержки должны были быть распространены на более широкий круг предприятий, надо изменить критерии оказания помощи». Он предлагает поднять планку выручки, которой ограничены меры поддержки предпринимателей из пострадавших сфер, с 2 до 15 млрд. рублей. «И оказывать поддержку не на основе отраслевой принадлежности по ОКВЭД, а по фактическому снижению оборота и ухудшению финансового положения, — рассуждает глава счетной палаты. — Если у предприятия фиксируется 30-процентное падение доходов, то оно должно получить поддержку независимо от того, относится оно к перечисленным отраслям или нет».

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ?

Кудрин заметил, что счетная палата не участвовала в разработке плана спасения российской экономики, но он высказывал свою позицию «ряду министров». Национальный план стоит 5 трлн рублей. На 2020 год заложено 2,8 трлн рублей, из них 133 млрд рублей — на мероприятия, которые не входили в предыдущие пакеты поддержки, а на 2021 год заложено 2,4 трлн рублей, из них новые меры — около 300 млрд рублей.

По мнению спикера, план должен предусматривать более сильные изменения в экономике, потому что 2021 год нужно использовать для изменения структуры федерального бюджета, существенной поддержки малого и среднего бизнеса, снижения регуляторной нагрузки на предприятия. План также «уточнит» нацпроекты, полагает он. «Два-три месяца потребуется, чтобы представить обновленные нацпроекты, и там, я думаю, будет больше смелых системных структурных мер», — заметил Кудрин. Не исключил он и появление новых проектов, которые станут ответом правительства на рожденные коронакризисом вызовы, а часть старых мероприятий будет сокращена.

«ЗАЧЕМ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ЗАДАЧАХ, КОТОРЫЕ УШЛИ НА ВТОРОЙ ПЛАН И СТАНОВЯТСЯ НЕВЫПОЛНИМЫМИ К 2024 ГОДУ?»

По мнению Кудрина, коронавирус и его последствия — это повод для правительства задуматься над реформами и сконцентрироваться на наиболее приоритетных направлениях социально-экономического развития, таких как рост реальных доходов населения, образование, здравоохранение, снижение уровня бедности. «Это было бы воспринято как движение государства навстречу чаяниям людей» — говорит он.

Анализ счетной палаты показывает, что много мероприятий, на которые сегодня тратятся деньги, не имеют доказанного эффекта. «Внутри нацпроектов и даже внутри наццелей есть резерв для того, чтобы перебросить усилия страны на другие меры, которые сейчас стали более важными, по которым эффект будет просчитан, — убежден глава ведомства. — И сейчас именно то время, когда пересмотр абсолютно адекватен. Зачем концентрироваться на задачах, которые явно ушли на второй план и становятся невыполнимыми к 2024 году? Давайте сосредоточимся на трех-четырех главных задачах, но там уже отработаем на 100%, достигнем реальных изменений в жизни людей».

Кудрин называет «оптимистичным» экономический рост в 3,5–4,5% для 2021 года. «Но я думаю, что он будет меньше и будет вызван эффектом низкой базы, — полагает он. — И даже в этом случае мы не выйдем на уровень 2019 года. Есть мнение аналитиков, что по некоторым показателям мы только к 2023 году сможем выйти на уровень прошлого года. Поэтому экономический рост остается главной задачей и требует системного, комплексного подхода. До кризиса эти усилия были недостаточны, а уж теперь их надо еще серьезнее наращивать».  

Последние новости