Началась правительственная возня с ценами на продукты питания. Мишустин, как мы помним, поддержал идею ограничения наценок, а вот Минпромторг благоразумно выступает против, так как в ведомстве считают, что это может погубить всю отрасль.
Депутаты взывают к совести ритейлеров, уверенные в том, что производителей нет и не было причин взвинчивать цены, и что беспредел устроили сами сети. На чем основаны эти убеждения понять трудно. Ритейлеры давно предупреждали о закономерном повышении цен на определённые категории товаров. Каким образом цены должны были остаться прежними, если сначала граждане ринулись закупать продукты питания длительного срока хранения, а чуть позже набросились на лимоны, имбирь, чеснок и красный перец (святая вера в то, что это поможет укрепить иммунитет).
Другой объективный фактор — обвал рубля. Импортируемые продукты просто не могут стоить, как раньше. И даже отечественные подорожают, потому что дорожают расходы на упаковку, транспортировку и так далее.
Найти виноватых — ритейлеров — было проще всего. Дело за малым: подкрутить им гайки. Поэтому накануне глава кабмина утвердил идею фиксации цен путём ограничения наценок на этапах товаропроходящей цепи. Ни о каких компенсациях бизнесу речи нет.
И вот теперь будет особенно интересно, кто перетянет одеяло на себя. Производители, не теряя времени, подхватили повестку и пытаются переложить свои проблемы на ритейлеров. Они предложили крупнейшим ритейлерам ограничить свою наценку и договориться о долгосрочных поставках сроком до года.
Терки между производителями и дистрибьюторами закономерны. Сейчас падает спрос на продукцию категории fresh: потребители запаслись товарами длительного срока хранения, потребительская активность снижена. Трафик в продуктовых магазинах в последние дни упал на 25–30%.
Совершенно не ясно, чем это закончится, но вряд ли простые потребители что-то выиграют от проблем, с которыми столкнулись производители, ритейлеры и законодатели в попытке исправить ситуацию. Пока обладатели власти и ресурсов батлятся на высшем уровне, единственное что потребитель может сделать для облегчения своего положения — это быть немного разумнее и не доводить сумасшедшим спросом тот же имбирь до цены по 5 тыс. рублей за килограмм. Все-таки, золотое правило спроса и предложения не в силах отменить даже правительство РФ.