Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Эксперт: Прямой эффект нацпроектов в 2019 г. может достичь 0,2% ВВП, тогда как косвенный – до 0,1% ВВП. При этом, поскольку 60% расходов приходится на инфраструктурные проекты и пока финансирование нацпроектов исполнено всего на 6% от плана 2019 года, их влияние на рост 2019 года будет минимальным.

Амбициозный бюджет национальных проектов общей стоимостью 25,7 трлн руб. заставляет задаться вопросом об их влиянии на экономический рост. Прямой эффект этих расходов может составить 0,2% ВВП ежегодно, тогда как косвенный – до 0,1% ВВП. При этом, поскольку 60% расходов приходится на инфраструктурные проекты и пока финансирование нацпроектов исполнено всего на 6% от плана 2019 года, их влияние на рост 2019 года будет минимальным. Основным позитивным результатом национальных проектов может стать ускорение динамики потенциального роста с текущих 0,7% до 1,6% к 2024 г. Тем не менее, эта цифра будет ниже 2,0%-го потенциального роста стран G7 и составляет всего лишь половину от таргетируемого правительством РФ фактического роста ВВП в 3% к 2024 г.

Правительство планирует израсходовать 25,7 трлн руб. на национальные проекты в 2019-2424 гг., при этом около 70% расходов будет направлено на 4 основных направления: российское правительство недавно представило подробную “дорожную карту” реализации 13 национальных проектов (включая комплексный план развития инфраструктуры) на 2019-2024 гг. Финансирование совокупных расходов на сумму 25,7 трлн руб. планируется осуществлять из следующих источников: половина суммы (13,2 трлн руб.) будет выделена из средств федерального бюджета, 30% – из внебюджетных источников (7,5 трлн руб.) и 20% – из региональных бюджетов (5,0 трлн руб.).

Из 13 представленных проектов около 70% расходов планируется распределить по 4 основным направлениям: проекты в области демографической политики (12%), проекты в области экологии (16%), строительство дорог (19%) и инфраструктурные проекты (25%). Финансирование проектов в этих 4 областях находится в зоне ответственности различных бюджетов. Средства федерального бюджета, главным образом, будут направлены на реализацию инфраструктурных проектов и проектов в области демографической политики – примерно 6,0 трлн руб. из 13,2 трлн руб. будет израсходовано на эти цели в 2019-2024 гг. Порядка 84% расходов региональных бюджетов (или 4,1 трлн руб.) планируется потратить на строительство дорог. Средства внебюджетных фондов, в основном, пойдут на финансирование проектов в области экологии (3,2 трлн руб.) и инфраструктуры (еще 3,3 трлн руб.); на проекты в этих областях потребуется до 90% внебюджетных расходов. В целом примерно 60% от суммы 25,7 трлн руб. будет так или иначе связана с инфраструктурными проектами.

Структура национальных проектов предполагает, что основной вклад в динамику роста придется на 2019-2020 гг.: благодаря внушительному шестилетнему плану по расходам складывается впечатление, что экономика получит сильный импульс для дальнейшего роста на протяжении всего периода реализации проектов; тем не менее, основной импульс придется в основном на 2019-2020 гг. Ориентируясь на прошлый год как на базовый, можно сказать, что экономика в результате реализации национальных проектов в 2019 г дополнительно получит порядка 3,4 трлн руб., или 3,2% ВВП. В 2020 г. ожидаемый прирост расходов по сравнению с 2019 годом будет существенно ниже — сумма расходов увеличится на 0,9 трлн руб., или на 0,8% ВВП; по отношению к 2018 г экономика получит дополнительные 4,2 трлн руб. Однако в оставшийся период правительство будет лишь поддерживать годовое финансирование в среднем на уровне 4,5 трлн руб., при этом не оказывая дополнительной поддержки росту.

Прямой эффект нацпроектов в 2019 г. может достичь 0,2% ВВП… Однако размер общих расходов бюджета не является аналогом стимула, который получит экономика. Поддержка экономике от нацпроектов будет сочетанием чистого увеличения прямых расходов и их мультипликативного эффекта на рост. Прямой эффект учитывает масштаб чистого стимула, который может быть ограничен в том случае, если новые расходы будут профинансированы за счет повышения налоговой нагрузки или сокращения прочих расходов. Мы считаем, что масштаб эффекта можно оценить через динамику цены на нефть, балансирующей бюджет, на уровне консолидированного бюджета: с 2018 г., когда цена на нефть, балансирующая бюджет на консолидированном уровне, опустилась до $47/барр., ожидается ее рост на $2/барр. в год в 2019-2021 гг. Таким образом, несмотря на то, что план национальных проектов предполагает годовые валовые расходы на уровне 4,2% ВВП, в 2019-2021 гг, чистый прямой эффект на рост будет эквивалентен всего 0,2% ВВП в год.

…тогда как косвенный эффект может достичь 0,1% ВВП: помимо прямого эффекта на рост, факт расходования этих денег на решение проблемы структурных узких мест может создать мультипликативный эффект. В 2018 г. ЦБ указал на то, что мультипликативный эффект госрасходов в среднем равен примерно 0,5. Тем не менее, исходя их отраслевых мультипликативных эффектов, которые суммируются в совокупный мультипликатор, мы считаем, что мультипликативный эффект от нацпроектов составляет 0,3, что предполагает, что косвенный эффект на рост может составлять не более 0,1% ВВП. Такое значение бюджетного мультипликатора остается в рамках интервала его средних значений от 0,1 до 0,3 для других стран развивающихся рынков, хотя и ниже, чем значения аналогичного мультипликатора для развитых стран, которое МВФ оценивает в 0,6.

Нацпроекты начнут оказывать влияние на рост лишь после 2019 г.: важно отметить, что мы не ожидаем, что эффект нацпроектов на рост проявится уже в 2019 г. Во-первых, поскольку 60% нацпроектов на этот год ориентировано на развитие инфраструктуры, соответственно их эффект на рост будет реализован с запозданием.

Во-вторых, исполнение расходов по нацпроектам отстает от плана – как сообщила в марте Счетная палата, расходы по нацпроектам пока профинансированы всего на 6% от плана на 2019 г. В-третьих, в краткосрочной перспективе экономический рост страдает от бюджетной консолидации: расходы в реальном выражении снизились на 3,5% г/г в 2017 г. и на 1,1% в 2018 г. на федеральном уровне. Исходя из всех указанных выше факторов, мы подтверждаем наш осторожный прогноз на рост ВВП в этом году. Косвенным подтверждением нашего мнения о том, что эффект нацпроектов на рост 2019 г. не будет сильным является тот факт, что Минэкономразвития придерживается прогноза роста ВВП на 1,3% на этот год, и этот прогноз не был повышен, несмотря на объявление плана по нацпроектам.

Нацпроекты могут стимулировать ускорение потенциального роста с текущих 0,7%-1,3% до 1,6% в 2024 г.: еще одно важное наблюдение заключается в том, что нацпроекты будут влиять на темпы потенциального роста в России. В нашем предыдущем обзоре “Потенциальный рост: консенсус-прогноз — проверка на прочность” от 20 декабря 2018 г., мы представили нашу оценку потенциального роста в диапазоне 0,7-1,3% против консенсус- оценки в 1,5%. План инвестиций в рамках программы нацпроектов может стимулировать ускорение потенциального роста до 1,6% в 2024 г., создавая рост вклада факторов инвестиций и производительности труда. Эта цифра представляет заметное ускорение с текущих уровней; тем не менее, она все же ниже среднего потенциального роста 3,0% по странам BRICS и среднего значения 2,0% по странам G7. Кроме того, даже если России удастся достичь такого ускорения потенциального роста, эта цифра составит всего лишь половину от таргетируемого Минэкономразвития фактического роста ВВП в 3% к 2024 г.

Последние новости