Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

15:09
Покупка:
 
Продажа:
EUR
75,69
EUR
75,6925
USD
65,6475
USA
65,65
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

5 правил, как говорить с ребенком о деньгах

Тема денег — одна из самых сложных в воспитании детей: в одних семьях разговоров о деньгах просто избегают, в других — задаривают ребенка дорогими вещами вместо включенного общения или проведенного вместе времени. Психологи сходятся во мнении, что делать этого категорически нельзя. Здоровое отношение к финансам, заложенное родителями в детстве, поможет ребенку избежать многих проблем в будущем: не тратить сверх своего дохода, планируя крупные покупки, и отказаться от большого числа кредитов в пользу накопления или инвестиций. Финансисты и банкиры рассказали The Village, чему стоит научить ребенка — получилось пять простых правил на каждый день.

Говорите о деньгах при ребенке

Игорь Костылев, бывший главный редактор Futurebanking

В некоторых семьях не принято при детях разговаривать о деньгах. Все сводится к двум полярным фразам: «Денег нет» или «Возьми, только отвяжись». В будущем у ребенка, не получившего навыков обращения с финансами, начнутся сложности с приоритетами. Как только ребенок начал интересоваться, откуда берутся деньги, как мы их зарабатываем, почему не можем что-то купить — на все эти вопросы надо сразу отвечать. Не стоит ждать, пока он достигнет определенного возраста, чтобы его подготовить. Главное здесь — соблюдать баланс: с одной стороны, удовлетворить любопытство, с другой — не перегрузить ребенка трудностями взрослых: он не должен чувствовать груз ответственности за родителей.

Показывайте, как обращаться с финансами, на своем примере

Сергей Вильянов, журналист, блогер Vilianov

Ребенок копирует действия родителей и ближайшего окружения. Дети еще не могут в полной мере понять, что правильно, а что нет, и на подсознательном уровне считывают именно вашу модель поведения как единственно верную. Поэтому если говорить одно, а поступать иначе, малыш будет копировать не слова, а действия. Меня никто не сажал на стульчик и специально не обучал финансовой грамотности. Я просто ходил с родителями в магазин, и они говорили: «Это дорого», «Это дешево», «Это можно» или «Это нельзя». По схожему принципу я объясняю детям, как правильно тратить деньги. Например, всегда стараюсь не поддаваться соблазну непродуманных и импульсивных покупок при детях. Если у них на глазах сорить деньгами направо и налево, то они будут поступать также. Мы вместе стараемся разбираться, почему «Я хочу тот планшет» — недостаточный аргумент для покупки, особенно если он стоит 30 000 рублей.

Давайте ребенку карманные деньги и поощряйте самостоятельный заработок

Сабина Хасанова, главный аналитик Banki

Ребенок не научится управлять деньгами, если у него их не будет. Дайте ему карманные средства на неделю и позвольте самостоятельно ими распоряжаться. Методом проб и ошибок он поймет, как формировать бюджет, и научится планировать траты и покупки. Из своего опыта могу сказать, что вопрос денег становится актуальным, когда ребенок идет в первый класс. Именно в этот момент начинаются разговоры о том, кто лучше одет и у кого круче рюкзак. А еще в школе дети попадают в буфет, где одни каждый день накупают горы сладостей, а другие чувствуют себя обделенными. Чтобы избежать обеих ситуаций, мы обсудили карманные расходы с младшим сыном, первоклассником. Поговорив о том, что в буфете вредно, составили список покупок на каждый день. И добавили к нему одну «хотелку» в неделю, которая хоть и не слишком полезна, но радует ребенка. В результате вывели сумму на ежедневные карманные расходы. Сын активно участвовал в принятии решения, поэтому строго придерживается правил и не чувствует себя обделенным.

Старший сын учится в шестом классе, поэтому с ним приходится обсуждать не только карманные деньги на обеды. Как-то раз на родительском собрании мне рассказали, как он покупал утром несколько двухлитровых бутылок газировки, а на переменах продавал их ученикам школы на розлив. Дома мы посчитали, сколько денег он выручает с одной бутылки, и помогли разработать бизнес-план. Со временем он даже расширил ассортимент. Теперь он с важным видом вносит свой вклад в домашний бюджет. В качестве дополнительного источника заработка завел аккаунт на Avito и продает (под нашим присмотром) ненужные вещи в интернете.

Василина Гутьеррес, директор по развитию бизнеса проекта «Совесть»

Моему сыну почти 16 лет, и могу сказать, что он уже намного более продвинут в вопросах мобильных платежей и электронной коммерции, чем многие взрослые. Он уверенно перемещается на такси по городу, привязав мою карту к сервису, и с радостью угощает друзей на фуд-корте, оплачивая покупки телефоном через Apple Pay. Конечно, многое он перенял из моего личного примера, что-то и из окружающей внешней среды — друзей, одноклассников. С детьми вообще не работают лекции и нравоучения, они просто считывают модели поведения вокруг.

Сын пробует зарабатывать, создавая музыку. Иногда просит одолжить под будущие доходы и не всегда вписывается в сроки. Это хорошая возможность отработать те сценарии денежных отношений, которые могут возникнуть у него в дальнейшем. Считаю важным именно сейчас, когда он взрослеет, привить культуру денежных отношений, где сами деньги вторичны, а порядочность и честность первичны. Иногда использую для разъяснения этих вопросов фильмы. Например, один из хороших фильмов про деньги и ценности, понятный подросткам — «В погоне за счастьем».

Объясните, что чем больше цели, тем выше уровень дохода

Анастасия Паршукова, психолог центра тренинга и консультирования «12 коллегий»

Люди, у которых растут доходы, ставят цели и следуют плану. Важно донести до ребенка это и помочь ему определить свои способности: что нравится делать, а что совсем не получается. Дети должны иметь возможность развивать свои навыки, расти и добиваться определенных результатов. Если вы видите, что у ребенка есть хорошие навыки и знания в какой-то области (например, он хорошо рисует), предложите ему попробовать зарабатывать именно на этом. Он может потренироваться на вас или давать уроки другим. Обходить вниманием разные способы заработка не стоит: только если у ребенка будет выбор, он найдет свой путь.

Кроме того, важно объяснить: не всегда получается зарабатывать на том, что ты любишь. Можно много трудиться, но получать за это копейки. Например, далеко не все художники, футболисты, дизайнеры одежды становятся известными. В то же время блогинг сегодня позволяет получать немалые суммы денег. Важно донести до ребенка, что развитие рынка, популярность профессии и даже регион могут сильно повлиять на заработную плату, поэтому стоит смотреть на этот вопрос шире. Вероятно, это будет трудно понять сразу, поэтому используйте интересные примеры из жизни.

Повторяйте, что деньги не цель, а средство

Антон Арнаутов, генеральный директор «Финтех Лаб»:

Финансы закладывают основу для хорошей жизни, но не могут стать самоцелью. Покажите ребенку, что можно радоваться жизни независимо от количества денег в кошельке. Прививать мысль о том, что не все в жизни покупается и не все продается, нужно с детства. Мы с сыном часто вместе занимаемся спортом, не прибегая к фитнес-залам, стараемся выбираться на природу с палатками, ходим в походы, периодически сын ездит в детский лагерь.

Конечно, не всегда эти действия на 100 % исключают финансовые затраты, но максимально ограничивают их, давая возможность проверить свои личные способности, так скажем, в бою, развить чувство прекрасного, радости, ощущения свободы. Сейчас сын заинтересовался физической культурой — я время от времени занимаюсь с ним и стараюсь поддерживать, поощрять эту затею. Хочу также, чтобы он умел соразмерять свои желания и силы.

Последние новости

© Audit-it.ru, 2013 - 2018 Реклама на сайте
или оставьте свои отзывы и предложения
Для iOS:
Для Android: