Российской валюте предстоит непростая неделя. Спрос на валюту будет высоким, поскольку компаниям нужно провести крупные погашения внешнего долга. Как поведет себя рубль?
По данным Банка России, всего в апреле нужно выплатить $6,3 млрд, что более чем в полтора раза больше, чем в марте, и в пять раз больше, чем в январе. Более того, основная часть платежей приходится именно на последнюю неделю месяца - около $4 млрд.
Стоит отметить, что доля внутригрупповых займов, то есть кредитов, которые компании брали у своих же иностранных "дочерних компаний", в апреле составляет всего лишь 3%. Иными словами, почти весь долг придется именно гасить, а не рефинансировать.
Все это, конечно, будет оказывать давление на рубль, однако высока вероятность, что компании уже запаслись необходимым объемом валюты, да и цены на нефть поддерживают рубль. Баррель североморской смеси Brent стоит сейчас около $74, это максимум с 2014 г.
Вообще Россия сейчас находится в крайне интересном положении. Цены на нефть высоки, рубль слаб, соответственно показатель цены на нефть в рублях находится вблизи исторических максимумов. Таким образом, бюджет получает сверхдоходы, которые Минфин конвертирует в валюту, создавая таким образом "подушку".
На прошлой неделе после перерыва Минфин возобновил покупку валюты на рынке, при этом увеличил объем в полтора раза. Вместо 11,5 млрд руб. покупки составили около 17,5 млрд руб. в день.
В теории эту "подушку" можно использовать в геополитических целях, поскольку она позволит пережить падение цен на нефть. Россия, например, могла бы выйти из соглашения по ограничению добычи, но не сейчас, а когда Саудовская Аравия начнет готовить IPO своей Saudi Aramco.
Для того чтобы продать акции компании, нужно раскрыть информацию о добыче. РФ в теории могла бы все просчитать, выйти из соглашения, обвалив тем самым цены на нефть. Саудитам, возможно, в этот раз пришлось бы пойти на девальвацию риала, а это несет серьезную угрозу для их финансовой системы, которая была полностью построена на привязке к американскому доллару.
Все это, безусловно, лишь варианты, которые могут произойти в теории. Тем не менее геополитика в этом году выходит на первый план, так что исключать ничего нельзя.