Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Блогер: О рубле без руля и поддержки

Сейчас улучшается фундаментальный фон для нефти и это хорошая возможность для укрепления рубля. С начала сентября на фоне сокращения добычи странами ОПЕК и стагнации буровой активности на сланцевых месторождениях Америки сорт Brent подорожал на 12%, а в понедельник достиг максимумов за 2 года, чуть-чуть не дотянув до круглой отметки 60 долл. за баррель.

Чуть позже прошла небольшая коррекция вниз по чёрному золоту. Но в целом нефть показывает более уверенную динамику, чем пара доллар-рубль, хотя на последний уже не слишком влияет геополитический негатив: тема новых санкций США в целом отыграна до наступления каких-то реально значимых событий.

И говорят, что такая вялость рубля — неспроста.

Слабость рубля вопреки рывку нефти связана с исчерпанием у российских банков запасов валюты, приток которой поддерживал курс в последние два года, считают аналитики Райффазйенбанка. По их данным, на начало августа в банковской системе оставалось всего 1,8 млрд долл. свободной валютной ликвидности — на такую сумму собственные валютные активы банков превышали их же обязательства перед клиентами по расчётным счетам. В начале 2015 года эта «подушка безопасности» рубля превышала 40 млрд долл.

Кроме того, с июня по август, по данным ЦБ, российская экономика «потеряла» на 6,2 млрд долл. больше, чем заработала, из-за сезонного спада в сырьевом экспорте, спроса на импорт, а также вывода дивидендов зарубежными держателями российских акций. А в сентябре ситуацию усугубил локальный пик платежей по внешнему долгу — крупнейшим компаниям нужно было погасить 7,9 млрд долл.

Как итог за месяц рубль ослабел на 15% относительно нефти: цена барреля в рублях, отражающая соотношение обменного курса и рыночной цены «чёрного золота» поднялась до рекордных с февраля 3374 руб. Настолько высокий уровень обычно наблюдается в конце года, когда приток валюты I квартала (традиционно максимальный) полностью истрачен.

Следующий пик выплат России по внешним долгам приходится на декабрь (13,9 млрд долл. по корпорациям и 4 млрд долл. по банкам). Это почти наверняка приведёт к удорожанию валютной ликвидности на локальном рынке. Ну и традиционно — в условиях, когда валютная прибыль экономики близка нулю, рубль становится заложником потоков «горячего капитала». То есть риск резкого выхода из «кэрри трейд» становится основным для национальной валюты в оставшийся до конца года период.  

Последние новости