Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

В России из-за краха банка впервые пострадали члены ТСЖ со счетом на капремонт. Деньги вносились на счет в Татфондбанке в течение 3 лет, начиная с 2014 года. Шансов их вернуть у жильцов практически нет, поскольку ТСЖ как юрлицо может ожидать получения своих средств лишь в третью очередь после физлиц и ИП. Кроме того, юрлица не могут рассчитывать на выплаты по системе страхования вкладов. Получается, что жильцам никто ничего не должен.

В России отмечен первый прецедент потери денег, накопленных жильцами на капремонт, из-за краха банка. Пострадавшими оказались члены товарищества собственников жилья, которые с 2014 года вносили средства на счет в Татфондбанке, пишут «Известия».

Как сообщила газете председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, к ней обратились члены ТСЖ, которые с 2014 года вносили средства на счет в Татфондбанке. С 15 декабря прошлого года Центробанк ввел трехмесячный мораторий на удовлетворение требований кредиторов этой организации и временную администрацию в лице Агентства по страхованию вкладов. В начале марта банк лишился лицензии, а его бывший председатель правления Роберт Мусин сейчас находится под следствием по делу о мошенничестве.

ТСЖ как юридическое лицо может ожидать получения своих средств лишь в третью очередь после физлиц и индивидуальных предпринимателей. На практике это означает, что шансы вернуть деньги, накопленные на капремонт, минимальны. Кроме того, юрлица не могут рассчитывать на выплаты по системе страхования вкладов (физлицам гарантируется возмещение до 1,4 млн рублей). Получается, что жильцам никто ничего не должен.

«Когда в течение трех лет собирают взносы с большого дома, их пропажа — это трагедия», — считает Галина Хованская.

Сейчас жильцы имеют возможность выбрать одну из двух схем накопления на капремонт: либо открыть счет в банке на ТСЖ или управляющую компанию, либо отчислять деньги «в общий котел» — спецсчет регионального фонда. Для тех, кто выбрал второй вариант, гарантом выступает администрация региона, которая должна возместить пострадавшим убытки из местного бюджета.

Однако, отмечает Хованская, далеко не у каждого региона найдутся деньги на возмещение, если такие ситуации повторятся. А тем, кто самостоятельно открывал счета для накоплений (это более выгодно, поскольку деньги идут на ремонт именно их дома, а из «общего котла» средства направляются и на другие дома), государство ничего не должно.

«Наиболее прогрессивные ТСЖ открывали счет на свой дом. Тем более это обидно. Эти счета нужно страховать так же, как вклады физических лиц. Потому что это деньги простых граждан, которые от себя отрывают средства и отдают их на капремонт. А если вспомнить Москву, так у нас вообще взносы 15 рублей с квадратного метра. Когда вся эта процедура только вводилась, в Центробанке и Агентстве по страхованию вкладов мне заявили, что достаточной гарантией являются требования к банку, в котором ТСЖ могут открывать накопительный счет. То есть размер собственного капитала банка должен быть не менее 20 миллиардов рублей. И вот пожалуйста — банк, входящий в 50 крупнейших, лопнул», — приводят «Известия» слова эксперта.

Зампредседателя комитета Госдумы по ЖКХ Александр Сидякин заявил газете, что пока не видит системной проблемы. «Давайте изучим вопрос. Это первый случай, посмотрим, как будет развиваться судебная практика. Если надо будет, законодательно подкорректируем страховой и другие механизмы», — сказал он.

Однако финансовый омбудсмен Павел Медведев уверен, что накоплениям россиян на капремонт грозит «грандиозная опасность». При этом он высказал сомнение, что изменение системы страхования вкладов сможет решить проблему. По словам Медведева, правильной является позиция главы Центробанка: нужно успеть либо поддержать банк, у которого возникли проблемы, либо отозвать лицензию до того, как будет «проеден» капитал.

Член наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, завкафедрой управления недвижимостью и проблем землепользования факультета экономики недвижимости РАНХиГС Евгений Богомольный, напротив, считает, что самая большая защита — это страхование.

«Другого механизма нет. Если банкиры начинают воровать деньги и выводить их, защитить может только страхование, — сказал он «Известиям». — Хотя для банков, где хранятся спецсчета, и установлены серьезные критерии — не менее 20 миллиардов капитала и прочее, Татфондбанк показал, что это не спасает от краха. В первую очередь, по моему мнению, в этом виноват Центробанк. Ему никто не мешает следить за работой банков, ведь они ежедневно сдают отчетность. Случаи, когда деньги выводятся из банка, а потом он начинает прогорать, говорят о том, что Центральный банк следит за этим недостаточно серьезно».

В 2016 году в системе капитального ремонта было собрано примерно 160 млрд рублей. Работ по капитальному ремонту в прошлом году было произведено на 107 млрд рублей, это составляет 71% от собранных средств.

Последние новости