Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

03:08
Покупка:
 
Продажа:
EUR
73,0875
EUR
73,09
USD
62,5575
USA
62,56
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

Экономист: Введенный Минфином новый механизм покупки валюты — шаг в правильном направлении, который несколько улучшит условия для инвестиций и экономического роста. Но для серьезного эффекта нужно снижение ставки ЦБ.

Введенный Минфином новый механизм покупки валюты — шаг в правильном направлении, который несколько улучшит условия для инвестиций и экономического роста. Но для серьезного эффекта нужно снижение ставки ЦБ

В 2016 году заметно снизились темпы инфляции. Потребительские цены за год выросли на 5,4% против 12,9% в 2015 году. Этот успех был достигнут действием ряда факторов. Среди них надо назвать замедление темпов роста регулируемых государством тарифов естественных монополий, укрепление рубля, ограничение потребительского спроса. Большую роль в действии этих факторов сыграла политика денежных властей. Минфин старался снизить бюджетный дефицит путем сжатия расходов, что вело к ограничению доходов бюджетников, которые в свою очередь служили ориентиром и для работодателей в коммерческих структурах. Реальные доходы населения упали за год почти на 6%.

ЦБ держал высокую ключевую ставку (с сентября — 10%), значительно превышавшую уровень инфляции. Такая ставка позволила решить целый ряд задач. На нее ориентируются коммерческие банки, устанавливая свои ставки. В результате сохраняется склонность населения к размещению средств на рублевых депозитах и приверженность к сберегательной модели поведения. Тем самым снижается его желание к приобретению валюты, то есть сужается один из каналов оттока капитала. Наоборот, создаются условия для притока иностранного капитала на фондовый рынок, ибо при низких ставках в развитых странах становятся выгодными операции carry-trade.

Показательны данные о притоке средств нерезидентов на рынок облигаций федерального займа (ОФЗ). За год с 1 ноября 2015 года по 1 ноября 2016 года номинальный объем принадлежащих нерезидентам облигаций ОФЗ вырос с 1020 млрд руб. до 1448 млрд руб., их доля в общем объеме рынка с 20,8% до 26,8%. Чтобы купить эти облигации, нерезиденты должны были продать валюту, и ее приток явился одним из важных факторов укрепления рубля. Средства из-за рубежа вкладывались и в акции, по данным ЦБ, доля нерезидентов в общем объеме торгов акциями высоконадежных эмитентов составляет около 50%. Политика ЦБ благоприятствовала финансовым инвесторам или, грубо говоря, финансовым спекулянтам, как отечественным, так и иностранным. В результате индекс РТС за истекший год вырос более чем в полтора раза.

Валютно-бюджетный механизм

Приток средств на фондовый рынок призван повысить активность предприятий, акции которых растут, но в наших условиях это в основном крупные нефтегазовые и сырьевые компании, а также госбанки, так что диверсификации экономики рост индексов не способствует. Приходящие из-за рубежа «горячие деньги» быстро уходят, когда конъюнктура ухудшается, и наоборот. В ноябре наблюдался значительный (25 млрд руб.) отток средств нерезидентов и российских «дочек» иностранных банков из гособлигаций из-за снижения разницы внутренних и внешних процентных ставок. А в декабре международные инвесторы увеличили покупки гособлигаций на 74 млрд руб. благодаря надеждам на смягчение санкций после победы Трампа.

Общепризнанно, что действующая модель не может обеспечить требуемых темпов роста и нужны структурные и институциональные реформы. Но если это так, то должны ли эти изменения затронуть денежные власти? Ведь у нас разные ведомства любят говорить о необходимости реформ, но только таких, которые не затрагивают их самих. Опубликованное 25 января решение Минфина о выходе на валютный рынок с интервенциями можно считать первым шагом в правильном направлении. Наряду с другими экспертами я неоднократно писал об ошибочности перехода ЦБ к свободному плавающему курсу, который вносит дополнительную экономическую неопределенность. Теперь и Минфин в своем пресс-релизе указал, что операции покупки/продажи валюты необходимы для повышения стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий.

Правда, целью этих операций не называется регулирование обменного курса. Предполагается покупать валюту при превышении цены на нефть по сравнению с заложенной в бюджете при расчете нефтегазовых доходов и продавать ее в случае снижения цены ниже этого уровня. По сути речь идет о замене практики формального обмена с ЦБ средств суверенных фондов, куда поступало превышение нефтегазовых доходов, на валюту и обратно. Такая практика не влияла на состояние валютного рынка, но предложенный механизм повлияет неизбежно. Поэтому опубликованное в ответ на решение Минфина заявление ЦБ о сохранении режима плавающего валютного курса есть не более как желание «сохранить лицо».

Вопрос о ставке

За этим первым шагом, на мой взгляд, должны последовать и другие. Политика денежных властей, направленная на ограничение платежеспособного спроса населения для снижения инфляции, не может привести к экономическому росту. При ней неизбежно сохраняется сильная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, ибо предприятиям приходится ориентироваться прежде всего на внешний спрос, а многие из них не конкурентоспособны на мировом рынке. Выигрывают крупные экспортеры.

В результате в экономике формируется особый привилегированный сегмент из нефтегазовых и других крупных сырьевых компаний, которые обслуживаются преимущественно в госбанках и самых крупных частных банках и вместе с ними получают различные преференции от денежных властей. В эти банки также перетекают депозиты из мелких и средних банков из опасения отзыва у них лицензий вследствие массовой чистки банковской системы. По данным ЦБ более 85% прироста депозитов населения обеспечивается группой 30 крупнейших банков. При существующей политике денежных властей надежда на приток инвестиций в другие сектора иллюзорна. ЦБ утверждает, что пока нельзя снижать ключевую ставку и надо продолжать политику достижения целевого годового уровня инфляции в 4%. На мой взгляд, уже достигнутого снижения инфляции достаточно для выдвижения на первый план другой задачи — ускорения роста.

Раз фондовый рынок не позволяет обеспечить средствами предприятия обрабатывающей промышленности, в особенности, инновационные, то упор следует перенести на создание условий для развития банковского кредитования. Действующие кредитные ставки превышают уровень рентабельности целого ряда отраслей, что ослабляет спрос на деньги. Видя эту проблему, Минфин и ЦБ развивают различные формы субсидирования этих ставок, в частности, для финансирования инвестиционных проектов, отобранных специальными комиссиями. Однако в наших условиях при таком отборе трудно избежать коррупционной составляющей, да и без нее неизбежно возникают неравные условия конкуренции. При этом доля всех форм субсидий в общем объеме банковского кредитования невелика.

Вместо такого административного способа выбора направлений кредитования целесообразно приложить усилия к снижению исходных банковских ставок. Понижая свою ключевую ставку, по крайней мере до 8%, ЦБ может повлиять на цену пассивов и тем самым побудить коммерческие банки снизить их кредитные ставки. Ведь сейчас многим банкам проще класть свободные средства на безрисковые депозиты в ЦБ или коммерческие банки, чем идти на риск, связанный с кредитованием. В результате снижения ставок возрастет, с одной стороны, спрос на кредит, а с другой стороны, и сами банки будут охотнее кредитовать. В этом случае у них может улучшиться качество кредитного портфеля, потому что станет возможным больше средств предоставлять предприятиям на инвестиции, от которых зависит ускорение экономического роста.

Наряду со снижением ключевой ставки и соответствующим снижением других ставок ЦБ целесообразно расширить масштабы применения рефинансирования ЦБ коммерческих банков под залог кредитных требований к нефинансовым организациям. Это давно известный механизм в истекшем году мало использовался в связи с сокращением дефицита ликвидности в целом по банковской системе и высокой ставкой по таким кредитам, превышавшей ключевую. Однако банковская система резко сегментирована, и наряду с профицитом ликвидности у одних банков сохраняется дефицит у других. Для того, чтобы они могли предоставлять кредиты предприятиям, в частности, обрабатывающей промышленности им надо дать больше возможностей получать кредиты ЦБ, обеспеченные нерыночными активами, по доступной ставке.

Одновременно с изменением приоритетов деятельности ЦБ было бы полезно внести аналогичные изменения в политику Минфина. Он не должен ставить во главу угла сокращение бюджетного дефицита путем сжатия расходов, а больше внимания уделить поиску таких направлений расходования бюджетных средств, которые могут принести существенные дополнительные доходы, пусть не сразу, но в зримой перспективе. Речь идет в первую очередь, о поддержке инноваций, инвестициях в инфраструктуру, вложениях в человеческий капитал.  

Последние новости

© Audit-it.ru, 2013 - 2018 Реклама на сайте
или оставьте свои отзывы и предложения
Для iOS:
Для Android: