Падение курса рубля в ноябре было связано с введением США блокирующих санкций в отношении 52 российских банков, признал ЦБ в «Обзоре финансовой стабильности» за второй – третий квартал этого года.
«В ноябре США ввели блокирующие санкции еще к 52 банкам, что привело к росту волатильности на валютном рынке. В связи с этим Банк России принял решение до конца текущего года не осуществлять покупку иностранной валюты в рамках зеркалирования операций Минфина России по бюджетному правилу», — говорится в документе.
В прошлый четверг, 21 ноября, Соединенные Штаты расширили блокирующие санкции в отношении финансового сектора России. В частности, в SDN-лист попали 52 российских банка, в том числе, Газпромбанк (ГПБ) с входящими в его группу иностранными компаниями, БКС-банк, «ББР Банк», «Славия», Фора-банк и многие другие.
Санкции против этих финансовых организаций, прежде всего, были направлены на трансграничные валютные операции. Например, ГПБ оставался единственным принадлежащим российским акционерам крупным банком, проводившим прямые трансграничные валютные расчеты, в том числе через него проводились расчеты с зарубежными покупателями российского газа.
Многие внесенные в SDN-лист кредитные организации меньших масштабов также активно занимались трансграничными платежами и валютными операциями. Например, в описании рейтингового действия в отношении банка «Славия» агентство «Эксперт РА» указывало, что тот специализируется на осуществлении денежных переводов в иностранной валюте. БКС-банка за последний год значительно нарастил доходы от валютно-обменных операций. АКРА указывало на то, что одним из основных источников операционных доходов «ББР Банка» являются операции с иностранной валютой и т.п.
Лицензия Минфина США на сворачивание операций с этими финансовыми организациями действует до 20 декабря 2024 года.
На следующий день после введения санкций, в пятницу, началось значительное падение стоимости рубля. В среду, 27 ноября, российская национальная валюта по отношению к доллару на рынке Форекс теряла более 14% по сравнению с закрытием торгов 21 ноября.
«Новые ограничения в отношении российских банков потребовали корректировки обслуживания внешнеторговых потоков. Как показывают предыдущие эпизоды санкций, ограничения создают инфраструктурные проблемы для внешнеэкономической деятельности, однако в средне- и долгосрочном периоде динамика курса определяется фундаментальными факторами», — указывает в обзоре Банк России.