Доллар вновь преодолел на межбанковском рынке сакральную отметку "100 рублей". Официально, впрочем, курс оставался меньше тревожной отметки, но вопрос: чего ждать дальше - остался. Все опять более-менее устаканится, успокоится, и курс откатится назад, как уже не раз бывало, или звучащие сегодня прогнозы, согласно которым достаточно скоро мы увидим и 150 рублей за доллар, отнюдь не страшилки?
На вопросы "МК" отвечают известные российские экономисты.
Игорь Николаев, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН:
- Нет, скоро мы, конечно, 150 рублей за доллар не увидим. Но рубль, как экономисты говорят, будет оставаться под давлением. Основные фундаментальные факторы, из-за которых происходит ослабление рубля, сохраняются. Сейчас далеко не ситуация 2022 года, когда были получены колоссальные доходы из-за высоких цен на сырьевые товары. Сегодня бюджету выгодно, особенно в конце года, чтобы рубль был послабее, потому что тогда бюджет, естественно, получает в рублевом эквиваленте гораздо больше денег. Остается и санкционное давление.
Было понятно, что 100 рублей за доллар - дело ближайшего времени. То, что это больше не "красная линия", подтверждает и среднесрочный прогноз Минэкономразвития: там уверенно рисуется больше 100 рублей за доллар в ближайшие годы. То есть это уже рассматривается как вполне, скажем так, рабочий сценарий.
На фоне заявлений, в том числе руководства ЦБ, о том, что жесткая кредитно-денежная политика будет продолжена - в декабре ждут нового повышения ключевой ставки, - катастрофического, лавинообразного ослабления рубля не будет. Но думаю, до Нового года доллар закрепится на уровне выше 100 рублей. И пойдет, что называется, дальше.
Возможно, где-нибудь 103-105 рублей доллар будет стоить к весне. У Центробанка есть пока возможность плавно регулировать ослабление рубля. Конечно, если прилетит какой-то "черный лебедь", то можно будет рассматривать и другие варианты. Но пока таких "лебедей" не просматривается. Так что 150 рублей за доллар - это, на мой взгляд, не в обозримом будущем.
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:
- Каких-то серьезных фундаментальных факторов для обвального ослабления рубля я не вижу. По крайней мере, если исходить из сегодняшней макроэкономической и внешнеполитической ситуации. Но то, что курс рубля будет иметь вялотекущую тенденцию к снижению, это тоже очевидно. Причем это не моя версия. Если вы посмотрите прогнозы Минэкономики и других наших регуляторов, они хотят в 2025-2026 годах уйти за 100 рублей за доллар. Но, может быть, это произойдет раньше. Может быть, это будет в начале следующего года. Или в конце текущего.
Надо учитывать, что декабрь - это один из самых сложных месяцев для валютного рынка. Как правило, в декабре доллар начинает укрепляться. Так что вероятность того, что он уйдет за 100 рублей еще до Нового года, достаточно велика. Ничего страшного в этом я, честно говоря, не нахожу. Ну, будет доллар стоить, допустим, 102 рубля. И что? Кому от этого будет хуже? Населению? Населению по большому счету - что 102, что 98. Абсолютно не принципиально.
Есть еще, правда, фактор психологии. 100 рублей за доллар - это значит: один рубль равен одном центу. А это "красная линия" для населения. Даже люди, которые, возможно, никогда в жизни в глаза не видели доллар, психологически могут воспринять это, мягко говоря, не очень хорошо. У нас такие ситуации бывали редко.
В принципе, курс доллара устанавливается у нас сейчас в полуручном режиме. Да, определяется он на торгах, но в этом участвует и Центральный банк. И мне кажется, что наши регуляторы, Центральный банк и Минфин, вряд ли позволяет курсу до Нового года уйти выше, чем рубль за цент. То есть пока отрегулируют. Но в перспективе, повторяю, рубль все равно будет ослабляться.