Европарламент (ЕП) подготовил резолюцию с призывом к более «целенаправленным» мерам по борьбе с российским теневым флотом. Документ носит рекомендательный характер и, пожалуй, единственным подлинным новшеством в нем является адресованное странам ЕС предложение ввести запрет на проход танкеров с российской нефтью в пролив Ла-Манш, сделав это в «тесном сотрудничестве с Великобританией». Складывается ощущение, что авторы резолюции хотят объять необъятное, слепо веря в конечную эффективность своей затеи.
Кстати, термин «теневой флот» (shadow fleet), используемый в тексте проекта резолюции, изначально появился на Западе в 2018 году, когда США усилили санкционное давление на Иран и Венесуэлу. Перечень признаков, по которым то или иное судно можно отнести к теневому флоту, весьма условен. Европейская комиссия определяет их как старые танкеры, принадлежащие неизвестным владельцам. Эти суда участвуют в торговле подпадающей под санкции нефтью с использованием различных обманных методов, таким как отключение системы идентификации. В принципе, это достаточно узкое и не всегда верное определение, поскольку, во-первых, не все танкеры старые и изношенные, во-вторых, многие их хозяева отказались от услуг западных компаний по страховке и другим формам финансового обслуживания, совершенно не по политическим причинам.
В резолюции Европарламента сказано, что действия России «вышли на принципиально иной уровень» по сравнению с тем, как распоряжались независимыми танкерами другие подсанкционные государства - Венесуэла, Иран и КНДР. По данным ЕП, в перевозке российской нефти без западного контроля задействовано до 600 судов. Против них предлагается ввести все возможные виды санкций. «Все суда, перевозящие российскую нефть» по рыночным расценкам без соблюдения ценовых потолков, а также «их владельцы, операторы, страховые компании, обслуживающие эти суда банки» должны быть немедленно внесены в черные списки ЕС. Кроме того, евродепутаты собираются принять «дипломатические меры» в отношении стран, под флагами которых ходят эти танкеры.
ЕП призывает срочно разработать административные механизмы контроля за перевозками нефти, использовать для слежки спутники и беспилотники, проводить инспекции «подозрительных судов» в море. В конце ноября резолюция будет вынесена на голосование на сессию Европарламента в Страсбурге.
- Вводить какие-то дополнительные ограничения против российского теневого флота уже сложно, - поясняет в беседе с «МК» эксперт финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Тем более, это сложно делать Евросоюзу: в отличие от США, у европейцев традиционно очень немного инструментов контроля санкционного режима, меньше опыта и возможностей давить на коммерческие компании либо государства. Встает также вопрос целесообразности. Ведь если ЕС попытается по-настоящему блокировать перемещение танкеров с российской нефтью, это может привести к дефициту на мировом рынке, и цены уйдут высоко. Напомню, весной 2022 года экспорт российской нефти снизился на 1 млн баррелей в сутки, в итоге мировые котировки достигли $120 за баррель. В Америке и Европе, которые является нетто-импортерами сырья, это разогнало инфляцию. Любой нефти, независимо от происхождения, свойственны ценовые скачки. Если ты не покупаешь российскую, то все равно пострадаешь.
- Какую же цель преследуют тогда авторы нынешней резолюции Европарламента?
- В глазах независимых перевозчиков российская нефть должна быть максимально токсичным грузом. Это позволит удерживать стоимость услуг теневого флота на высоком уровне, повышая издержки экспортеров в РФ. Соответственно, Россия как государство получает меньше денег от продажи своего стратегического сырья, даже если вывозит больше объемов. Такова консолидированная позиция США и ЕС. При этом на Западе видят, что происходит со скидкой на российский сорт Urals: если в 2023 году она в среднем составляла около $20 на каждый баррель, то за 9 месяцев 2024-го снизилась до $13. Им важно удержать эту скидку, которая фактически означает цену транспортировки теневым флотом. Поэтому американцы и европейцы регулярно пополняют санкционные списки разными порциями танкеров — то несколькими, то сразу десятками. Прекрасно зная все эти суда (которых около 500-700) поименно. Эта сознательная порционность, нежелание налагать санкции сразу на весь теневой флот, связаны именно с тем, что Запад не хочет лишать Россию глобальной возможности экспортировать нефть. Его цель - поддерживать высокие издержки экспортеров. Всё прочее — слова.
На Западе понимают, что попытки запереть в международных проливах танкеры с российской нефтью обернутся резкой эскалацией конфликта. В соответствии с международным правом они не могут препятствовать движению судов. В противном случае Россия будет сопровождать этот флот своими военными кораблями. Кстати, утверждение, что он представляет собой сборище старых ржавых «корыт», является мифом и попыткой дискредитации: в порту польского города Гданьск порой разгружаются куда более древние посудины, чем в находящихся по соседству российских портах Приморск и Усть-Луга на Балтике.
- С чем связан призыв запретить судам с нефтью из РФ входить в пролив Ла-Манш?
- Задача всё та же — создать для экспортеров дополнительные издержки, увеличив протяженность маршрута проходки судов. Не остановить поставки, но сделать так, чтобы Москва меньше зарабатывала. Танкеры будут вынуждены идти в обход Великобритании, что, разумеется, дороже.