Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Эксперт разъяснил экономические последствия победы Трампа для России

Победа на выборах в США кандидата от республиканской партии Дональда Трампа, который уже был президентом с 2016-го по 2020 год, может иметь вполне благоприятные последствия для российской экономики. Разумеется, лишь в том случае, если новый глава Белого дома реализует свои предвыборные обещания. Об этом «МК» рассказал член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.

— Как новости из США отразились на России?

— Победа Трампа вызвала эффект эйфории на Московской бирже. По итогам только 6 ноября российский рынок акций вырос на 1,77%. Инвесторы считают, что конфликт на Украине скоро закончится. Аналогичная ситуация была, когда Дональд Трамп победил в прошлый раз, но тогда надежды не оправдались. Я призываю здраво оценивать последствия американских выборов. Вряд ли в этот раз у нас с американцами сразу настанет мир и дружба. Не важно, как зовут президента США — Джо Байден, Дональд Трамп, Джордж Буш, и не важно, интересы какой партии он представляет: внешняя политика Америки не меняется. Так что, полагаю, что и конфликт останется.

— Но разговоры об изменениях к лучшему идут даже в американской прессе. Так, в Financial Times сразу после победы Трампа вышла статья о том, что на Западе обсуждают снятие санкций в сфере финансов с нашей страны. Вы не верите в возможность потепления отношений?

— Об отношениях между державами нельзя рассуждать с позиции веры. Нужно смотреть глобальнее: геополитические интересы крупных государств никакие выборы не изменят. Россия обладает огромными сырьевыми запасами и ядерным оружием, поэтому Запад продолжит на нас давить. Верить в то, что победа Трампа — это очень хорошо для нашей страны, могут только дремучие люди, которые плохо знают историю и не дружат со здравым смыслом. В публикации Financial Times речь идет о заявлении западных трейдеров, ранее торговавших российскими активами, причем там даже источник не называется. Эту статью можно рассматривать как «прощупывание почвы» между сторонами или описание настроений в отдельно взятой группе трейдеров и финансистов, ранее имевших дело с Россией. Но государственная политика — это совершенно иной, намного более сложный уровень процессов.

— Так будут какие-то изменения?

— Я не исключаю, что Штаты могут отменить санкции против Московской биржи и доллар там снова начнет торговаться. Но сделано это будет не потому, что американские власти стали хорошо относиться к России, а потому, что от доллара очень многое зависит в мире. Эта валюта является выражением истинной мощи Америки, а после введения санкций она стала терять свои позиции во внешней торговле. И вот этого Трамп и может постараться избежать. Во всяком случае, «сделать Америку снова великой» без глобального доминирования доллара будет сложно, а именно с таким лозунгом он шел на выборы. Если санкции с Мосбиржи будут сняты, то торги долларом снова станут более прозрачными, а его курс — более понятным для аналитиков. Однако ждать укрепления рубля только от этого не стоит.

— Как ещё реализация предвыборных обещаний 47-го президента США может отразиться на экономике России?

— Изменение американской санкционной политики в целом может стать одним из последствий результатов выборов 6 ноября. И зарубежные, и отечественные экономисты напоминают о желании Трампа продолжать торговые войны с Китаем, в связи с чем ожидают, что ограничения в отношении КНР могут усилиться.

Но насколько далеко американский президент дойдет в желании снизить санкционное давление на Россию — вопрос крайне сложный. На мой взгляд, основное давление сохранится. Пересмотрены могут быть только какие-то отдельные ограничения, соблюдение которых невыгодно прежде всего для самой Америки. Так, уже известно о введенных до 30 апреля временных послаблениях в отношении Банка России, Национального клирингового центра (НКЦ) и еще девяти крупных отечественных банков и подконтрольных им структур, на которое пошло Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США. Этим российским финансовым институтам американцы разрешили проводить сделки, связанные с энергетикой. Основная цель такого временного снятия санкций также всем очевидна: как обычно, власти США хотят подстраховать себя и избежать перебоев в обеспечении энергоресурсами в зимний период, когда потребление достигает пика. Вот такого типа решения ещё возможны.

— А есть менее конъюнктурные последствия от прихода Трампа в Белый дом?

— Он собирается снизить налоги, а это увеличит бюджетный дефицит. Федрезерв в таких условиях решил снизить ставку: в четверг, 7 ноября, она была понижена второй раз подряд за осень, на этот раз до 4,5–4,75%. Это совпало с ожиданиями финансистов, и в результате пока американский фондовый рынок получил максимум поддержки: индекс S&P растет. Будут снижены расходы американского бюджета и частично решена проблема огромного долга. Конечно, снижение ставки — это хорошо для фондовых рынков по всему миру, в том числе и для России. Индекс Мосбиржи в конце недели также был в плюсе.

— Что будет с нефтью? Российский миллиардер Олег Дерипаска в своем Telegram-канале заявил, что после прихода к власти Трампа, обещавшего расконсервировать все нефтяные резервы США и негативно отзывавшегося о картеле ОПЕК+, уже к маю цена на «черное золото» может опуститься до $50 за баррель.

— Действительно, 47-й президент США — сторонник дешёвой нефти. Увеличение собственной добычи, давление на Саудовскую Аравию и в целом на ОПЕК+ может негативно отразиться на цене углеводородного сырья. Для России это главный риск. Мы выстояли под санкциями только за счёт нефтяного экспорта, за счёт комфортных цен на «черное золото». Если нефть обвалится, нам будет очень больно. Даже сейчас, при благополучной конъюнктуре, Мировой банк прогнозирует в ближайшие годы среднюю цену барреля Brent около $70. А нефть, которой торгует Россия, — это марка Urals. Её цена определяется по формуле от стоимости Brent, что фактически всегда идет с понижением где-то на $12. Сейчас у нас в бюджете заложена цена на нефть где-то на уровне $60. Эту разницу мы ещё сможем покрыть с помощью Фонда национального благосостояния (ФНБ). Однако совсем плохо будет, если придется покрывать бюджетный дефицит за счёт девальвации рубля. Так что никакой эйфории от победы Трампа у меня нет. Хотя основное санкционное давление теперь, очевидно, будет перенесено с России на Китай.

Последние новости