В октябре 2024 года цены на бензин и дизель на российских АЗС продолжили расти, но темпы увеличения стоимости оказались относительно низкими. Autonews.ru выяснил у экспертов, чего ждать от цен на горючее в ноябре.
Согласно отчету Росстата, в период с 15 по 21 октября 2024 года потребительские цены на автомобильные бензины и дизель увеличились в 71 субъекте страны. Лишь в Тыве и на Алтае горючее подешевело на 0,1%. Самое значительное подорожание зафиксировано в Коми — плюс 1,3%.
Опрошенные Autonews.ru эксперты считают, что рост цен на заправках сохранится и в ноябре — для удешевления бензина и дизеля нет предпосылок. Однако масштабы подорожания остаются интригой.
Актуальные цены на бензин
В ходе мониторинга более чем 1700 АЗС, расположенных в 279 городах, выяснилось, что за период с 15 по 21 октября бензин в среднем стал дороже на 10 коп. — он продавался по 58,97 руб. за литр. Бензин марки Аи-92 поднялся в цене на 6 коп. — до 53,67 руб. за литр, Аи-95 — на 7 коп., до 58,95 руб. за литр, а Аи-98 — сразу на 39 коп., до 79,98 руб. за литр. Дизель стал стоить больше на 12 коп. и достиг уровня 67,21 руб. за литр. В столицах уровень инфляции по бензину и дизелю составил 0,1%.
Особенно ощутимым стал рост стоимости литра АИ-98. По состоянию на 24 октября цена на него в Пермском крае превысила отметку в 80 руб., в Тверской обл. — 81 руб., в Костромской — 82 руб., в Смоленской — 83 руб., а в Рязанской — 85 руб.
По сравнению с показателями декабря 2023 года бензин марки Аи-92 стал дороже на 6,8%, Аи-95 — на 7,3%, АИ-98 — на 16,5%, а дизель — на 3,8%. При этом общая инфляция с начала года уже достигла показателя 6,27%. Темпы подорожания горючего за последнюю неделю вновь оказались ниже роста потребительских цен (они прибавили 0,2%).
Прогноз цен на бензин на ноябрь
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве России, аналитик ФГ «Финам» Игорь Юшков пояснил Autonews.ru, что бензин и дизель в ноябре продолжат дорожать, однако многое будет зависеть от целевого показателя правительства.
«У нас не бывает снижения цен. Это случается крайне редко и в крайне незначительных пропорциях. Может на недельку откатиться на несколько копеек. Но в целом цена постоянно растет», — напомнил специалист, добавив, что главная причина подорожания кроется в самой системе ценообразования на розничном рынке.
«Большая часть цены — около 80% — это всевозможные налоги, сборы, акцизы, то, что уходит в бюджет. Стоимость самой нефти и маржа компании там занимает небольшую часть», — пояснил в беседе с Autonews.ru эксперт.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин также указал на то, что стоимость горючего на российских АЗС не зависит от стоимости нефти: «Цены на нефть в мире находятся на очень низких уровнях. И российские цены сейчас должны бы находиться на очень низких уровнях, но сотый бензин стоит 84 рубля нынче, а 95-й бензин стоит в разных регионах от 58 до 62 рублей. И это, конечно, запредельные цифры».
По мнению эксперта, в ситуацию пора вмешаться антимонопольщикам: «Я подозреваю, что здесь уже необходимо антимонопольщикам смотреть, с чего вдруг у нас такой резкий рост возник на фоне падающей нефти и стабильного налогообложения».
Аи-98 — в своей лиге
Более высоким темпам подорожания бензина марки Аи-98 нашлось объяснение. При росте цен на бирже более чем на 20% на бензины Аи-92 и Аи-95, а также на дизель нефтяные компании не получают из бюджета выплаты в рамках так называемого демпфирующего механизма, из-за чего они сдерживают биржевые цены. По 98-му бензину таких ограничений нет.
По словам Юшкова, на сколько бы ни подорожал такой бензин, его цена не влияет на то, получат ли нефтяники средства из бюджета.
«Динамика 98-го бензина не такая, как у других бензинов. Он более вольно и смело растет. Государство обращает на это меньше внимания, потому что большая часть автомобилистов, особенно социально незащищенных, использует 92-й и 95-й бензин. Социальная напряженность от подорожания 98-го бензина гораздо меньше, чем при подорожании 92-го и 95-го», — уточнил собеседник.
Будет ли зимний дизель
По мнению Юшкова, опасаться возможности дефицита зимнего дизеля в предстоящем ноябре россиянам не стоит. Но в отдельно взятых регионах и населенных пунктах страны исключать проблем нельзя.
«У нас производится много дизеля. Дефициты периодически возникают не из-за того, что мы его произвести не можем в достаточных объемах, а из-за того, что в отдельные районы в регионах не успевают доставить нужный объем: какой-то катаклизм, переполнена железная дорога и так далее. Это не проблема всей страны, это проблема отдельно взятого района, региона, местности. В целом дефицита дизеля у нас в стране нет ни по зимнему, ни по летнему», — конкретизировал специалист.
По словам собеседника, сейчас уже происходит переход на зимний дизель в основных регионах: октябрь–ноябрь — это переход на зимний дизель. Этот вид топлива, как правило, чуть дороже, и этот фактор еще сыграет свою роль.
Главная интрига
В ноябре на стоимость топлива наибольшее влияние будет оказывать соотношение показателя общей инфляции с суммарным подорожанием бензина за текущий год. В этом, по мнению Юшкова, и заключается основная интрига.
«В какие-то отдельные месяцы рост стоимости топлива опережал инфляцию, где-то наоборот. Поэтому сейчас мы прямо на грани идем. Правительство будет предпринимать особые усилия, чтобы уложиться в тот неформальный целевой показатель своей работы, который перед ним поставил президент давно — году в 2015–2016-м. Он неформальный, но он есть», — конкретизировал эксперт.
Финансист предположил, что общий уровень инфляции по итогам года застынет на уровне в 8–8,5%, хотя изначально предполагалось, что он составит от 9 до 9,5%. «Если 9%, то мы укладываемся в уровень инфляции», — заключил Юшков. «Я думаю, что в ноябре–декабре правительство будет прилагать особые усилия, чтобы в оставшиеся два месяца цены в рознице не росли, чтобы уложиться в уровень инфляции. Я бы сделал ставку на то, чтобы какого-то существенного роста цен, особенно по дизелю, не было», — добавил он.
Новый катализатор для роста
Эксперты напомнили, что в перспективе автомоторное топливо в России начнет дорожать ускоренными темпами в связи с недавно принятыми Госдумой в III чтении поправками в Налоговый кодекс.
Пакет поправок был окончательно одобрен 22 октября 2024 г. В соответствии с документом, акциз на бензин 5 класса с 2025 г. будет повышен на 14% (с 15048 до 17088 руб. за тонну), а на дизельное топливо — на 16% (с 10425 тыс. до 12120 тыс. руб. за тонну). Увеличение акцизов приведет к росту издержек нефтяников. В связи с этим может потребоваться дополнительное повышение биржевых нормативов для производителей бензина и дизеля. В противном случае, по мнению Сергея Терешкина, основателя и главы маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market, топливный рынок может столкнуться с новым витком роста цен в начале следующего года.
«И еще важная вещь: повышение акциза на 14–16% — оно еще не произошло. Это будет еще одно повышение акциза, которое приведет к росту цен на топливо приблизительно на 5%», — предположил Шапарин.
Напомним, что суммарно бензин в России за последние 10 лет вырос в цене практически вдвое: в 2014 году литр горючего можно было приобрести в среднем за 32 руб.