16 октября отмечается Всемирный день хлеба. В России этот праздник решили справить громким скандалом. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила аномально высокие торговые наценки на хлеб: от 60% до 100%. В результате самый главный социально значимый продукт в стране растет темпами в полтора раза выше инфляции. Ритейлеры перекладывают вину за это на поставщиков. Производители утверждают, что к росту стоимости непричастны. И пока в стране продолжаются эти «хлебные баталии», расплачиваться за взлетевший в цене продукт приходится потребителям.
ФАС считает «аномально высокой» наценку на хлеб в торговых сетях. По итогам анализа антимонопольное ведомство выявило, что средняя наценка на наиболее популярные виды продукции составляет около 60%, а в некоторых случаях она превышает 100%.
Естественно, все это сказывается на конечной цене. По данным Росстата, в России в сентябре хлеб и хлебобулочные изделия подорожали к августу на 1,4%, с начала года рост составил 8,8%, а в годовом выражении - 12,7%. Это почти в полтора раза выше официальной годовой инфляции, которая чуть превышает 8,6%. А ведь речь идет о стоимости социально значимого продукта, который должен быть доступен любому, даже малоимущему российскому потребителю.
Ответственность за такую ситуацию никто на себя взять не готов. Торговые сети удерживают минимальные наценки на все виды социально значимых продуктов, в том числе хлеб, и обеспечивают их постоянную доступность на полках, сообщил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
«Средняя наценка на самые востребованные позиции пшеничного хлеба «первой цены» с начала 2024 года находится в пределах 4-10%, ржаного хлеба - 12-13%», - говорит эксперт. По его словам, минимальная стоимость килограмма пшеничного хлеба в федеральных торговых сетях по данным на середину октября составляет 57,5 рублей, что на 40% ниже средней цены по стране, по данным Росстата (101,4 рубля). Стоимость ржаного хлеба «первой цены» в сетевой рознице - 53 рубля за килограмм - на 47% ниже цен, зафиксированных Росстатом в различных форматах торговли.
В АКОРТ подчеркивают, что на те товары, которые являются социально значимыми, ритейл наценку держит. А на те, которые в этот список не входят, он ставит свою стандартную наценку - например, на премиальные виды хлеба, что позволяет торговым сетям компенсировать низкие наценки на базовые категории продукта «первой цены».
«Наценка торговых сетей не является причиной роста цен на продукты - основные цены формируют производители и дистрибуторы. За последние 12 месяцев закупочные цены от производителей на пшеничный хлеб выросли на 25%, на ржаной - на 27%», – отмечает Караваев.
Понятно, что у производителей — своя правда. Они напоминают, что цены на пшеницу и на рожь выросли на 27%. Мука тоже подорожала. Плюс к этому в июле прошло большое подорожание коммунальных услуг по всей России. Выросли в цене горюче-смазочные материалы, которые являются топливом. Получается, что производитель, поставщик, вложил наценку за новые расходы, которые возложило на него государство, в стоимость своего товара.
«При корректировке отпускных цен поставщик предоставляет в торговую сеть развернутую себестоимость производства с подтверждением изменения по каждой статье затрат. Необоснованное повышение цен магазины даже рассматривать не будут, - говорит зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. - Более того, производители перекладывают рост себестоимости в отпускную цену лишь частично, на единицы процентов, сдерживая рост себестоимости за счет собственной рентабельности. Для того, чтобы цены на полке росли минимально, необходимо, чтобы торговые сети, вслед за поставщиками, снижали собственную наценку. Разница между ценами поставщиков и полочными явно гораздо больше, чем единицы процентов».
По мнению члена Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Анны Вовк, если в дело вмешается ФАС, то он сможет отрегулировать лишь базовые виды хлеба: белый и черный. Но есть еще и такой фактор, как рост ключевой ставки ЦБ, который влияет на удорожание всех кредитов — в том числе и тех, что берут производителеи хлеба. «Соответственно, это все вкладывается в цену», – поясняет эксперт.
В свою очередь председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что торговые сети не врут в отношении наценки на массовые сорта хлеба. По его словам, уже более 10 лет они стремятся сдерживать свои аппетиты по этой категории, понимая, что могут столкнуться с давлением властей: ведь цена на хлеб— категория социально чувствительная для населения России. «Если прессинг госрегуляторов продолжится, потребители могут столкнуться с тем, что массовые сорта хлеба, которые и так не отличались высоким качеством, продолжат ухудшаться. И ничего хорошего в этом нет», - заключает он.