Сразу 13 банков в течение недели столкнулись с задвоением операций у клиентов. Сотрудники четырех из них рассказали Frank Media, что проблема возникла на стороне крупнейшего эквайера (банка, в чьих терминалах проходит оплата. — FM) страны — Сбербанка. Часть клиентов, оплачивавших покупки в его терминалах столкнулись с двойным списанием средств по картам. Источник Frank Media, близкий к «Сберу», подтвердил наличие проблемы, заверив, что все средства будут возвращены, и банк состоит в диалоге с клиентами.
У «Сбера» произошло «несколько дублей биллинга операций» в конце сентября, указал один из собеседников. Он знает об инциденте из рассылки, которую для участников рынка сделала Национальная система платежных карт (НСПК).
Ошибка эквайера — проблема для рынка
О том, что сбой носит массовый характер и пострадали клиенты многих банков, в четверг, 3 октября, сообщили представители СДМ-банка, «Зенита» и УБРиРа.
«Причиной стала ошибка на стороне банка-эквайера, через терминалы которого проводилась оплата картой», — говорится в сообщении СДМ-банка. Банк также предупредил, что ошибочные двойные списания средств по платежам в торговых точках были зафиксированы днем ранее. Отмену по задвоенным платежам банк пообещал провести в пятницу до 16.00.
«Двойные списания произошли в связи со сбоем в терминалах Сбербанка, суммы будут возвращены автоматически. Со своей стороны мы делаем всё возможное, чтобы это решилось как можно скорее», — пишет представитель УБРиРа в ответ на обращение клиента в соцсети vk.com.
«Причина сложившейся ситуации — ошибка со стороны банка-эквайера. Он ошибочно осуществил повторные списания по уже проведенным операциям, и пострадали клиенты нескольких банков», — говорилось в сообщении «Зенита».
Несколько крупных банков предупреждали о задвоении операций на этой неделе и даже не один раз. БКС-банк предупредил клиентов, что у них «возможно некорректное отображение баланса». Банк писал такое и ранее в начале октября, уточняя, что ошибка на стороне одного из расчетных банков. Газпромбанк, в четверг уведомивший клиентов о двойных списаниях 2 октября, в пятницу предупредил о повторных списаниях по операциям, совершенным в сентябре. В приложении Райффайзенбанка в четверг вечером также было предупреждение, что возможно задвоение операций, а «неполадки связаны с системой одного из участников рынка».
Остался без денег, списали все!
Масштабы двойных списаний банкиры не раскрывают, однако судя по социальным сетям, некоторые клиенты оказались в сложном положении. Люди жалуются, что ушли в минус, не совершая покупок. Они заваливают жалобами станицы в социальных сетях и сайты, где можно оставить комментарии о списаниях. На pikabu пользователи пишут о двойных списаниях в Росбанке, Юникредитбанке, Т-банке и ВТБ. Такие же жалобы на страницах Московского кредитного банка (МКБ) и Альфа-банка, Т-банка и «Ак барса» в vk.com.
«Остался без денег. Списали все, ушел в минус. Сказали — вернут в течение недели», — возмущается один из клиентов УБРиРа.
«Требую сейчас же вернуть деньги туда, где взяли! Вы пишете, что это ошибочные списания. В истории операций списаний нет, но баланс уменьшается», — сетует клиент ВТБ Дмитрий, которому банк пообещал разобраться в ситуации.
Банки единодушно указывают на проблемы стороннего участника рынка, на которую не могут повлиять (так, например, пишет МКБ). «Кто же ваш партнер, раз такие огромные ошибки совершает?!» — иронично спрашивает один из клиентов ВТБ.
Когда вернут деньги
Двойное списание денег с банковской карты, как правило, происходит из-за сбоя в технологической цепочке при проведении расходных операций, например, при оплате покупок. В этой цепочке присутствует несколько участников – торговая точка, обслуживающий её банк-эквайер (чьим терминалом пользуется покупатель при оплате), выпустивший карту банк-эмитент и платёжная система.
Процесс выстроен таким образом, что файл, подтверждающий проведение операций, приходит в банк-эмитент от банка-эквайера через платежную систему с задержкой, объясняет сотрудник банка, чьи клиенты также пострадали от двойных списаний. И если в файле находят ошибки, то банки ждут исправленного файла, чтобы расшить операции и вернуть деньги. По словам двух банкиров, пока исправленного файла они не получали.
Представитель НСПК заверил, что файлы будут отправлены сегодня. «Специалисты НСПК получили от банка-эквайрера, у которого произошли двойные списания, данные, проверили их и сегодня направляют всем банкам-эмитентам», — говорится в его ответе.
В четверг представитель «Ак барса» предупреждал о сбое в работе стороннего банка, уверяя, что в течение суток сбой будет устранен. В ответе Т-банка указано, что возврат денег займет несколько дней: «Мы связались с платежным сервисом и получили ответ, что они вернут деньги в течение трех рабочих дней. Мы не можем повлиять на этот срок». С учетом того, что это сообщение опубликовано в четверг, третьим рабочим днем вполне могут быть понедельник или вторник. Пресс-служба УБРиРа в ответ на запрос указала, что «ошибка произошла на платформе одного из крупных федеральных банков». «Коллеги из данного банка обещают вернуть ошибочно списанные средства клиентам автоматически в течение двух-четырех дней», — говорится в их письме.
Таким образом, банки называют разный срок возврата денег — от одного до нескольких дней в зависимости от даты задвоенных операций.
В пресс-службе Сбербанка воздержались от комментариев в ответ на запрос Frank Media. Также Frank Media направили запрос в МКБ, Альфа-банк, «Ак барс», Т-банк, ВТБ, УБРиР, Росбанк.