Россияне переплачивают за коммунальные услуги. Такой вывод следует из результатов проверки Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). По данным регулятора, в 2024-м из расчета тарифов будут исключены экономически необоснованные средства на сумму 8,2 млрд рублей. Но переплату вряд ли вернут потребителям живыми деньгами. По словам эксперта проекта «Народный фронт. Аналитика» Павла Склянчука, скорее всего, эти миллиарды вычтут из тарифных заявок организаций сферы ЖКХ на следующий год.
- Откуда взялась такая сумма – свыше 8 миллиардов рублей?
-На самом деле, 8,2 млрд рублей - это капля в море. Учитывая тот факт, что годовой оборот отрасли ЖКХ равен нескольким триллионам рублей. В этом смысле выявленные нарушения являются весьма скромными.
- Как в принципе устроено тарифообразование в сфере ЖКХ, если там возможны переплаты?
-Каждая регулируемая организация подает свои заявки в специальные комиссии, которые сформированы в регионах, где указывает на необходимые ей средства, которые нужно учесть при установлении тарифов на следующий период. Они, как правило, делятся на две части: операционные расходы и инвестиционные. Иначе говоря, компании описывают, сколько им требуется вложить в текущий ремонт, а сколько в замену и модернизацию оборудования. Сейчас, получается, ФАС в этих документах заметила нарушения, но учитывая, что региональные комиссии эти нарушения пропустили, нельзя сказать, что вина здесь лежит только на коммунальщиках.
-Как будут решать проблему: ведь эти миллиарды фактически вынуты из кармана потребителей?
-Обратно гражданам эти деньги в живом виде не вернут. Скорее всего, их просто учтут в последующие периоды. То есть, вычтут из тарифных заявок на 2025 год. Таким образом произойдет компенсация. Это в лучшем случае.
- Почему «в лучшем»? А что может быть в худшем?
- Потому что в России есть инфляция, есть новые потребности коммунальных структур, есть разные приемы, которые используют организации для того, чтобы покрыть выпадающие доходы. Поэтому они и сами могут захотеть себе компенсировать все это. Здесь игра идет, что называется, не в одни ворота.
-Если сумму переплаты исключают из тарифов, к чему это приведет? Удастся ли обуздать аппетиты местных коммунальщиков и станет ли в результате населению проще оплачивать услуги ЖКХ?
-Про обуздание пока говорить не приходится. Эта отрасль остается монопольной, причем монопольной со стороны именно аффилированных с государством предприятий. В России многие предприятия в сфере ЖКХ имеют форму муниципального либо государственного предприятия. Частных инвесторов мало. И потом, все, что предприятия не смогли собрать с тарифов, они получают из местных бюджетов. Это демотивирует коммунальных управленцев прикладывать какие-то усилия для того, чтобы сокращать издержки и повышать производительность.
- Какие жилищно-коммунальные услуги обходятся населению дороже других и почему?
- На первом месте теплоснабжение. Сама генерация тепла довольно-таки дорогостоящая и надо не забывать про большие потери при передаче ресурса до конечного потребителя. Напомню, что во многих странах средняя температура в жилых помещениях такова, что люди не могут ходить по квартире без теплых вещей, поскольку ресурс очень дорогой.
-Как, на ваш взгляд, должен формироваться справедливый тариф?
- Сама антимонопольная служба является идеологом альтернативного проекта в тарифной политике. Это так называемые эталонные тарифы и долгосрочные тарифы. Сегодня у нас горизонт планирования — календарный год. И после этого опять происходит пересмотр тарифов. При этом каждая заявка организации почему-то рассматривается индивидуально. Отсюда и перекосы по стоимости услуг кубометра воды в соседних населенных пунктах, регионах в десятки раз. Это явно не нормально. ФАС предлагает методологию по выравниванию стоимости коммунальных услуг, а именно, устанавливать их на три года вперед для планирования инвестиционных программ.
- Уже известны намерения правительства по индексации тарифов ЖКХ на 2025 год. Согласно прогнозу социально-экономического развития страны, с 1 июля тарифы в среднем проиндексируют на 11,9%. Это явно выше годовой инфляции. Согласны ли вы с такой оценкой роста тарифов?
-Да, индексация будет двузначной, но мне кажется, это честно и справедливо. С учетом инфляционных процессов так и должно происходить. В регионах тариф будут повышать по-разному. Сегодня действует модель «матрешки»: на федеральном уровне устанавливаются предельные индексы роста тарифов по каждому региону и допустимые отклонения - в основном, в сторону превышения. При этом Минстрой периодически критикует губернаторов, которые полностью не увеличивают тарифы ЖКХ до разрешенного уровня. Это расценивается как популизм. Поэтому, думаю, в следующем году тарифы ЖКХ вырастут в среднем как раз на 12 %, но для регионов и это не предел.