Годовая инфляция в России показывает неуклонный рост: в марте — 7,72%, апреле — 7,84%, мае — 8,3%, июне — 8,59%, а в июле — уже 9,13%. И это после того, как по итогу 2023 года рост потребительских цен был лишь 7,42%.
В ЦБ РФ повторяют, что намерены держать высокой ключевую ставку и даже повышать её до тех пор, пока не убедятся в стабильности снижения темпа роста цен в стране. Но пока что ослабление инфляции даже не просматривается, а это означает практически неизбежную, по логике регулятора, необходимость подъёма ставки — скорее всего, до 20%.
Что же будет с экономикой? В регуляторе рассказывают об опыте США: «Чтобы задавить инфляцию, в США пришлось повышать ставку до 20% в начале 80-х годов и пройти через две рецессии в течение трёх лет».
Будет ли рецессия в России? В ЦБ РФ отмечают, что сейчас наблюдается инверсия доходностей по долговым бумагам РФ. То есть, доходности более коротких ОФЗ выше, чем более длинных, хотя по законам рынка должно быть наоборот. В регуляторе об этом как-то промолчали, но в США, когда такое происходит, то это считается одним из самых верных индикаторов близящегося экономического спада.
Инфляция не унимается, и среди возможных проинфляционных рисков называется и сокращение российского экспорта, и уменьшение возможностей получения импорта.
Но тогда возникает вопрос к ЦБ РФ: основная сейчас проблема во внешней торговле РФ — это трудность платежей при проходе их через иностранные банки, и где решение этого вопроса от регулятора? Где мастер-план того, как платежи будут налажены, либо через банки, либо через другие каналы?
В ЦБ РФ продолжают продвигать тезис, что в российской экономике «резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны». Уже много говорилось об ошибочности этого постулата, но можно заметить, что те же производственные мощности могут эксплуатироваться с большей производительностью.
То есть, для того чтобы расширять производство, далеко не всегда нужно закупать больше станков, а достаточно повысить эффективность эксплуатации уже работающего оборудования. Кроме того, можно закупить и больше станков, но для этого нужно продраться через платёжные трудности на внешнем контуре.
И было бы здорово, чтобы ЦБ РФ помог бизнесу в этом комплексно. Ведь, чтобы купить больше станков, нужны кредиты, но чем дороже они, тем меньше их возьмёт бизнес, меньше купит оборудования, а значит не увеличит производственные мощности.
Решение вопроса ускорения инфляции лежит как раз в снижении ставки кредитов для бизнеса. Но и для потребителей ставка должна быть меньше, ведь иначе зачем предпринимателю закупать новые станки и что-то производить, если он видит, что кредиты для его потенциального потребителя подорожали и будут дорожать больше? Но ведь именно это происходит прямо сейчас.
Россия так может оказаться не просто в рецессии, но в стагфляции: в спаде экономике при ускорении роста цен. Нынешняя политика ЦБ РФ уже не справилась с задачей уменьшения инфляции. И да, одно только снижение ключевой ставки сейчас также этому не поможет, хотя это необходимый шаг.
Нужно ЦБ РФ делать предсказуемой не только инфляцию, но и стоимость российского рубля. А также взяться и решить вопрос с платежами во внешней торговле.