Меньше всего в России получают дворники, уборщики, воспитатели и няни. Немногим лучше положение педагогов, мерчендайзеров, артистов, психологов и охранников. По данным исследования, чаще всего в эту категорию попадают специальности, где не нужно образования или специальных навыков, а также те, на кого сегодня нет спроса. Однако почему тогда в этой группе оказались учителя и воспитатели детских садов, чья деятельность требует специальных навыков?
Обычно в центре внимания обзоров по рынку труда находятся высокооплачиваемые вакансии. На сей раз было сделано исключение, и это придало исследованию дополнительную глубину. Как выяснилось, самые низкие зарплаты в России у дворников — 32,6 тысячи рублей в месяц, что в 2,3 раза ниже, чем в среднем по стране. Напомним, что медианная зарплата сейчас находится в диапазоне 70–75 тысяч рублей. Меньше получают уборщики: их ежемесячный доход составляет 37,3 тысяч рублей, а также воспитатели и няни — 40,5 тысяч рублей.
В топ-5 профессий с самыми низкими зарплатами в стране также вошли учителя, чей средний доход составил 41,9 тысяч рублей и мерчендайзеры с зарплатой в 43,9 тысяч. Мало получают также артисты (45,6 тысяч), психологи (45,6 тысяч), охранники (47,3 тысяч) и кассиры-операционисты (48,4 тысяч рублей). Для сравнения, средняя зарплата курьеров, по данным исследователей того же портала, сегодня превышает 110 тысяч рублей.
Количество россиян, занятых на низкооплачиваемых работах, известно. «Численность дворников составляет около 35 тысяч человек, уборщиков в различных организациях занято более 500 тысяч, охранниками работают около 700 тысяч человек, продавцов-кассиров в России насчитывается около 4,5 тысяч, численность психологов превышает 57 тысяч человек», — говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Должности дворников, уборщиков, охранников относятся к сфере низкоквалифицированного труда, по этой причине они мало получают. При этом одна из причин сохранения невысоких зарплат связана с тем, что работники, занимающие эти должности, работают в значительной мере в бюджетных учреждениях. Там платят меньше, чем в коммерческом секторе, работа зачастую носит форму подработки, и к ней привлекаются женщины и лица, перешагнувшие трудоспособный возраст, либо мигранты.
Проблемы доходов психологов и педагогов связаны с региональной политикой и застарелой проблемой изначально низкой оплаты труда, которая сложилась еще в начале 90-х годов. По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, в отношении зарплат учителей средних школ есть разная статистика. Росстат оценил среднюю зарплату школьного учителя по России в 1 квартале 2024 года в 55634 рублей в месяц. Это примерно на 23% ниже средней зарплаты по стране, но дело в том, что зарплата школьных учителей сильно отличается от региона к региону. Например, в Москве средняя зарплата педагога, по данным Росстата, в 1 квартале превышала 111,7 тысяч рублей месяц, тогда как в Северо-Кавказском федеральном округе в среднем составляла 31-32 тысяч рублей, то есть, даже ниже, чем средняя зарплата дворника по России. Соответственно, здесь многое зависит от региональных бюджетов и их способности повышать зарплаты работникам бюджетной сферы, в том числе, учителям, отметила аналитик.
Низкая заработная плата в экономике — это серьезная проблема, мешающая бороться с бедностью, неразвитой структурой потребительского спроса, которая ориентирована только на продукты питания, одежду и оплату ЖКХ. В свою очередь, это ограничивает возможности развития в стране собственного производства сложных товаров: бытовой и компьютерной техники, автомобилей, мебели. При низких зарплатах резко растет нагрузка на бюджеты разных уровней, поскольку приходиться компенсировать недостаток доходов работающим и пенсионерам.
«Несмотря на желание сэкономить бюджетные расходы за счет сдерживания роста зарплат бюджетников, необходимо смотреть на общие тенденции рынка труда, — говорит Сафонов. — При перетоке работников с низкооплачиваемых рабочих мест в другие сферы деятельности, мы можем столкнуться в среднесрочной перспективе с потерей кадрового потенциала в школе, детских дошкольных учреждениях, медицине». А это уже будет иметь самые негативные последствия для будущего российской экономики, предупредил эксперт.