Банк России опубликовал данные о реструктуризации кредитов субъектами экономики. Население стало больше обращаться в банки за предоставлением кредитных каникул.
Этому способствует увеличение с начала года «потолка» размера кредита, по которому можно обращаться в банки за получением льготного периода на 6 месяцев. Сумма выросла значительно: по автокредитам — с 700 тыс. до 1,6 млн руб., по потребительским и кредитным картам до 450 тыс. и 150 тыс. руб. соответственно (рост в 1,5 раза).
Этот фактор признают в ЦБ РФ, однако называют его «дополнительным». Тем самым, в Банке России намекают, что людей, обращающихся за реструктуризацией, стало больше, так как в целом в этом возникает большая потребность.
Окончательный вывод в ЦБ РФ о причине такой ситуации не делают, но за них это делают многие другие. Мол, получается, что кредитное бремя для заёмщиков становится неподъёмным, а это значит, что нужно тормозить кредитный бум, чтобы не было массовых неплатежей по взятым обязательствам.
Но сразу обратим внимание: процентные ставки по кредитам растут вслед за ростом ключевого процентного уровня ЦБ РФ. Но заёмщики всё равно их берут, а это значит в целом, что они оценивают возможность погашения кредитов по таким ставкам. При этом, например, по скорректированной программе семейной ипотеке в июле число заявок сократилось по отношению к июню на 22% и на 15,4% по сравнению с тем же месяцем годом ранее.
В целом же ипотечное кредитование по итогу года, скорее всего, не покажет спада, так как рыночных жилищных кредитов уже стали брать больше. Даже несмотря на высокие процентные ставки.
Означает ли это что-то рискованное? Некоторые пишут, что страна якобы погружается в долговую яму. Красивые слова, но где подтверждение этому тезису?
Ни число взятых и непогашенных кредитов, ни темп кредитования в стране вместе с изменением числа заявок на реструктуризацию не могут быть его подтверждением. С той же реструктуризацией: заёмщики обращаются за этой возможностью просто потому, что она у них есть, а не только тогда, когда у них наблюдаются реальные финансовые сложности.
Единственное, что могло бы насторожить — это резкий рост даже не просрочек платежей по кредитам, а полных дефолтов заёмщиков. Причём нужно видеть динамику доли (процента) таких кредитов в общем кредитном портфеле банковской сферы страны. Нет никаких данных, которые бы говорили, что этот процент действительно резко растёт.
А без такой ситуации торможение кредитной активности, чего добивается своей политикой ЦБ РФ, не имеет обоснования, и держать такой высокой ключевую ставку не нужно.
Более того, если бы действительно происходило резкое ухудшение кредитного портфеля банков, то ЦБ РФ нужно было бы срочно снижать ключевую ставку, чтобы дать заёмщикам перекредитоваться. Так делают и делали центральные банки крупнейших экономик мира.
И, кстати, если изучить, как живут другие страны, то можно обнаружить очень простую корреляцию: в большинстве своём в странах с высоким уровнем жизни объём кредитов населению и бизнесу к ВВП, а также уровень госдолга значительно выше, чем в странах наоборот с более скромным потреблением. Совпадение?
Выходит, что у ЦБ РФ в любом случае, если говорить о состоянии кредитования в России, нет никакого рационального обоснования политики высокой ключевой ставки. И рубль спасать этим не планируется, да и победить инфляцию таким образом вряд ли удастся.