В заокеанском Госдепе заявили, что РФ не получит заблокированные суверенные резервы (совокупно на Западе ок. $300 млрд), пока не компенсирует последствия СВО Украине. В профильном комитете Конгресса предварительно одобрен законопроект об одобрении конфискации замороженных средств. Дело идет к длительным тяжбам в международных судах.
Ранее активы других стран только временно блокировались: валютные резервы Ирана, Венесуэлы, Ливии, Северной Кореи и Сирии. Наш случай не имеет аналогов в истории, поэтому и ванговать на эту тему - занятие бессмысленное. Тем более не хочу забивать эфир столь токсичной темой. Но у происходящего есть один эффект, который касается всех нас - через влияние на курс рубля.
В юрисдикции РФ тоже есть заблокированные активы нерезидентов. Только в российских акциях и облигациях на счетах типа “С”, по оценке брокеров на июнь 2022 г., примерно те же $300 млрд. Часть из них, согласно вчерашнему Указу, планируется обменять на наши (к сожалению, пока только планы). Но речь сейчас не об этих активах.
Еще не все западные компании ушли из России. Некоторые из них, как Райф, продолжают работать на своих акционеров, другие оставили здесь имущество. Кто-то списал его в убыток, а кто-то хочет судиться, как Carlsberg по поводу “Балтики”. Важно здесь то, что наши власти решили больше никого просто так не выпускать.
Мы помним, как выход иностранцев каждый раз обваливал курс рубля. Так, в апреле 2023 г. Shell продала долю в проекте «Сахалин-2» за 95 млрд рублей и конвертировала их валюту. Доллар тогда сходил с 78 на 83. Теперь валюту нерезидентам выводить фактически запрещено, да и продать бизнес без разрешения правкомиссии невозможно. А она не горит желанием выдавать такие разрешения.
Побочный эффект: спрос на валюту сокращается, курс рубля становится менее волатильным.
@smfanton