Лаг переноса курса рубля в цены составляет в среднем 3-4 месяца. Следует понимать, что обвал рубля идет не только к доллару, а ко всем мировым валютам, но чуть меньше, чем к доллару из-за укрепления индекса доллара с июля.
Также необходимо учитывать, что к курсу рубля добавляются санкционные издержки от 10 до 40% в зависимости от категории товара. Чем «крепче» санкции и чем сложнее обойти блокировки – тем выше издержки из-за роста цепочки посредников и компенсации вторичных санкционных рисков для внешних контрагентов. Усложняется логистика, финансовое и юридическое сопровождение сделок.
Любой реимпорт или параллельный импорт – всегда дополнительные издержки. Да, торговый оборот с Китаем увеличился, но свыше половины от российского импорта идет с ограничениями прямыми или косвенными, где справедливо говорить о средневзвешенной наценке, как минимум 12-15%.
Таким образом, курс 100 руб за доллар до СВО с точки зрения издержек это как сейчас 112-118 руб за доллар, поэтому в уме необходимо держать санкционные издержки сверх актуального рыночного курса.
Со временем издержки снижаются – это естественный процесс нормализации торговли, но не уйдут до момента возобновления торговли в свободном формате.
Система не без труда переварила средний рыночный курс около 80 руб за доллар в период с апреля по июнь 2023, где частично эффект девальвации (с второго полугодия 2022 с 60 до 80 руб за долл) сглаживался ранее реализованным повышением цен в период с февраля по июнь 2022 и накопленной маржей оптовой и розничной торговли.
Запас прочности закончился, когда курс рванул до 90 руб за долл в среднем за месяц (уже с июля 2023), именно с июля начался более устойчивый разгон товарной инфляции в России, где инфляционный импульс оценивается в 15-16% SAAR.
На протяжении трех месяцев ситуация только деградирует, и с точки зрения инфляции издержек еще не достигла катастрофического положения, но диспозиция явно смещается в сильно проинфляционный баланс.
Учитывая практически тотальную зависимость от импорта в сегменте высоких и высших переделов, как потребительского, так инвестиционного назначения, разгон инфляции издержек будет идти еще 3-4 месяца при условии, если курс стабилизируется на текущем уровне. Однако, курс продолжает рушиться.
Перед Центробанком стоит крайне сложная задача на заседании в конце октября. Все те меры, которые были предприняты ранее ни к чему не привели. Рост ставки с 7.5 до 13% и ужесточение стандартов кредитования никак не замедлил девальвацию и инфляцию. Вербальные интервенции и комплекс мер от правительства также ни к чему не привели.
Присутствует естественный макроэкономический лаг, достигающий полугода, между ужесточением финансовых условий и более прямым и устойчивым воздействием на экономику, однако проблемы с рублем структурные и связаны, как с трансформации валютных расчетов, так и с финансовым счетов. Об этом подробнее в другой раз.