Хороший вопрос, ответ на который попытался дать Центральный банк РФ, но так и не дал.
На пике ослабления в середине августа курс рубля терял более 11% относительно июльского уровня, а по итогам августа рубль упал почти на 5% м/м, что является существенным и нетривиальным поведением на валютном рынке. Должны же быть какие-то веские основания?
Может быть, и должны, но в комментариях ЦБ все, как обычно: «значительным фактором ослабления рубля являлась динамика показателей внешней торговли и кроме того, отдельные банки предъявляли спрос на валюту в целях регулирования открытой валютной позиции, однако данный фактор не был определяющим для курсовой динамики.»
По данным ЦБ в первой половине августа были относительно низкие среднедневные продажи экспортной выручки (в среднем на 37% ниже, чем во вторую половину августа), а по итогам августа удалось вывести продажи валютной выручки на внутренний рынок до 7.2 млрд долл vs 6.9 млрд в июле, что втрое ниже, чем годом ранее.
С марта по октябрь 2022 в среднем чистые продажи валютной выручки были чуть выше 19 млрд долл, а за июнь-августа 2023 около 7 млрд долл. Отношение чистых продаж валюты к валютной выручке крупнейших экспортеров в июле составило 67% по сравнению с 82% в июне (данных за август пока нет).
Продавали валюту в августе:
• 510 млрд руб (на уровне июля) системно значимые кредитные организации (СЗКО) как основные агенты по реализации валютной выручки экспортеров.
• 101 млрд– нефинансовые компании
• Около 40 млрд – ЦБ РФ
• 42 млрд – население РФ (не учтены в денежных потоках).
Покупали валюту:
• 591 млрд руб (515 млрд в июле) – банки без учета СЗКО
• 54 млрд (90 млрд в июле) – нерезиденты из нейтральных стран.
Почему эти данные мало, о чем говорят? Глядя на гистограмму покупок/продаж валюты, чистое давление на рынок с июня 2023 не выросло, если сравнить период января-апреля 2023, не говоря уже о сентябре-декабре 2022, но рубль перешел в свободное падение. Значит, что-то другое?
@spydell_finance