Лёд тронулся?
Силуанов сообщил, что подготовлен указ по обмену замороженными активами на 100 млрд руб. С марта 2022 г. заблокировано ценных бумаг, с учетом купонов и дивидендов, у 1.5 млн россиян на 5.7 трлн рублей (20% суммы принадлежит физлицам). Большая часть - в европейском депозитарии Euroclear. У нерезов на счетах "С" числилось на конец 2022 г. активов на сумму 600 млрд руб.
Каков риск обвала на рынке в случае разморозки? Очевидно ведь, что активы пойдут под продажу. За ответом идём в статистику Мосбиржи. Среднедневной объем торгов акциями, расписками и паями в июле составил 92,8 млрд рублей, облигациями 78,7 млрд рублей. Итого = 171.5 млрд. Т.е. весь предполагаемый объём потенциальных продаж - меньше одного дня. Влияние на рынок не будет критичным.
Но тут мы уже делим шкуру не убитого медведя. Обмен - это танец, который танцуют вдвоем. Представим, как это будет выглядеть. Наш Минфин говорит казначейству Бельгии: мы выпускаем ваших бумаг на 100 млрд рублей, извольте выпустить наших, на сопоставимую сумму. Те такие: погодите, это вы так решили, а нам нужно все проверить на предмет обхода санкций, согласовать с Еврокомиссией, а потом, если получим согласие, - запустить нашу знаменитую бюрократическую машину. И все это в случае, если вообще захотят общаться - отношения сторон разорваны.
Обсуждается и второй вариант - выкуп у россиян замороженных активов за счет средств нерезов на счетах типа «С», даже с премией к рынку. Звучит неплохо, но этот вариант наши власти применять не решаются, т.к. он закрывает шансы на любые переговоры в будущем.
Что касается предлагаемого обмена, - результат не очевиден. Но позитивен сам факт, что Минфин и ЦБ пытаются хоть что-то сделать с нашими инвестициями, оказавшимися в заложниках у геополитики. Пока остается только следить за развитием сюжета и надеяться на результат.
@smfanton