Ситуация с поистине драматическим ослаблением курса российских денежных знаков до 94 рублей за доллар порождает массу плохо стыкующихся друг с другом моментов. С одной стороны, Минфин впервые в этом году объявил о переходе к покупкам валюты на внутреннем рынке: до 6 сентября на эти цели направят 40 млрд рублей сырьевых доходов. Вместе с тем, ведомство Силуанова в ближайшие месяцы намерено отступить от бюджетного правила (создания дополнительных запасов долларов и евро) из-за событий вокруг падающих котировок рубля. Выглядит все это весьма странно, навевая мысли о системном «разброде и шатаниях» в руководстве экономического блока правительства.
При любых обстоятельствах, перед монетарными властями в лице Минфина и ЦБ стоит нетривиальная задача: надо закрывать дыру в бюджете, не особо ущемляя при этом национальную валюту, и без того полумертвую. Это две вещи, несовместные в нынешних макроэкономических условиях. По-видимому, как минимум до конца года регуляторы не будут делать резких шагов. И откажется ли Минфин от покупок валюты на сырьевые сверхдоходы после 6 сентября — очень большой вопрос. Скорее нет, чем да. Тем более, что вялый рубль чиновникам откровенно на руку.
«Согласно бюджетному правилу, Минфин через ЦБ закупает юани и золото, когда нефтегазовые доходы превышают установленный на месяц базовый уровень, — напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Валюта (по новой версии правила, речь идет о суммах за пределами запланированных в бюджете 8 трлн рублей) идет в Фонд национального благосостояния. Однако с января 2023 года фактический объем доходов был ниже базового, поэтому проводились только продажи юаней, откладывать в ФНБ было нечего».
Плюс, отмечает собеседник «МК», на фоне ослабления рубля с 1 августа из ФНБ регулятор начал дополнительно продавать валюту, а лимит для таких операций установили на уровне 300 млрд рублей за полгода. Только за июнь рубль потерял порядка 10% по отношению к доллару, в июле – еще 2,3%. Минфин связывает это с ухудшением торгового баланса на фоне сокращения поступлений иностранной валюты по каналу российского экспорта.
«В августе же ожидаются как раз те самые сырьевые сверхдоходы, которые должны были бы пойти в «государственную» кубышку, — отмечает Деев. — И вполне разумно использовать впоследствии эти средства на покрытие бюджетного дефицита, что, в свою очередь, может остановить тренд на ослабление рубля. А валютные интервенции, если проводить их в прежних объемах, могли бы вообще обвалить курс».
Пару дней назад Силуанов заявил, что, судя по ценовой динамике, установленный правительством рубеж в 8 трлн рублей будет отчасти превышен по итогам года. За семь месяцев года среднегодовая стоимость российского сорта Urals превысила $53 за баррель, а в июле составила $64.
Судя по всему, рассуждает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников, нас ждет снижение дисконтов и общее улучшение ситуации с нефтяным экспортом. Плюс, начинают действовать ценовые эффекты, вызванные двумя факторами – добровольным сокращением Россией нефтедобычи на 500 тысяч баррелей в сутки (продлено до конца года) и тем, что Саудовская Аравия продлила на август свое аналогичное решение, причем речь идет о 1 млн б/с. Соответственно, направить сверхдоходы на финансирование бюджетного дефицита было бы абсолютно разумно.
«Вместе с тем, курс рубля реагирует на эту конъюнктуру весьма своеобразно: даже после окончания налогового периода он продолжает катиться по наклонной плоскости, — говорит Масленников. – Сегодня на него влияет не столько состояние торгово-платежного баланса, сколько очевидные признаки дефицита валютной ликвидности на рынке. Многое будет зависеть и от нефтяных цен, но эта сфера плохо прогнозируется, поскольку в значительной степени зависит от макроэкономических трендов. Скажем, МВФ предвидит достаточно серьезное снижение деловой активности в Европе, слабую рецессию в Германии».
Ни июльское повышение Центробанком ключевой ставки до 8,5% годовых, ни гипотетический отказ Минфина от закупок валюты на нефтегазовые доходы не позволят кардинально изменить курсовую динамику: до конца года мы будем наблюдать плавную девальвацию рубля, полагает начальник отдела исследования инвестиционных стратегий «Альфа-Форекс» Спартак Соболев. По его словам, на следующей неделе ориентирами будут выступать отметки в 95 за доллар и 105 за евро. При двукратном сокращении положительного сальдо торгового баланса необходимо значительно больше времени для перелома «медвежьего» тренда котировок рубля.