Евросоюз 14 июня вновь попытается согласовать 11-й пакет антироссийских санкций, который был заблокирован на прошлой неделе из-за позиций Венгрии и Греции. Эти страны недовольны присутствием в «черных списках» своих компаний. Всего в перечень, как сообщалось ранее, Брюссель намерен включить 90 организаций — их обвиняют в помощи России в обходе западных ограничений. Эксперты не сомневаются, что пакет все же будет согласован — пусть и ценой уступок Будапешту и Афинам. Чем недовольны Венгрия и Греция, чего опасаются в ЕС и как на это реагирует Москва — в материале «Известий».
Очередная попытка
14 июня страны ЕС вновь попробуют согласовать 11-й пакет санкций против России, сообщается в опубликованной повестке дня заседания постоянных представителей государств-членов объединения. Прошлая попытка одобрить очередные ограничительные меры провалилась — как сообщала европейская редакция Politico, Венгрия и Греция заблокировали обсуждение, потребовав исключить из санкционного списка некоторые компании, которые, по мнению Брюсселя, поддерживают усилия Москвы по преодолению санкций стран Запада.
Основная цель нового, 11-го по счету, пакета мер — не введение новых ограничений, а усиление контроля над соблюдением действующих. В частности, Евросоюз стремится перекрыть возможности для России приобретать подсанкционные товары через третьи страны, против компаний которых и будут применяться новые рестрикции.
Так, под угрозой окажутся фирмы из ОАЭ, Армении, Казахстана и других стран Центральной Азии — именно эти государства в первую очередь Брюссель подозревает в передаче Москве технологий и товаров двойного назначения, которые, по версии ЕС, могут быть использованы РФ при производстве военной техники и оборудования.
Ключевая задача, которую ставит перед собой Брюссель, — удержать правительства третьих стран от помощи России. При этом предполагается, что, если такой вид давления не принесет нужного Западу результата, механизм создаст возможность для государств-членов ЕС вводить целевые экспортные ограничения на ключевые товары. По данным Bloomberg, механизм будет предполагать наличие двух списков: первый — перечень товаров, доступ которых на рынки будет ограничен, второй — конкретные страны, куда товары из первого списка не смогут быть поставлены.
Изначально инициаторы новых ограничений надеялись принять этот пакет еще на саммите G7, который прошел 19-21 мая в Хиросиме. Этого сделать не удалось. И хотя причина, названная прессой на основе неофициальной информации от источников, и сводится к отказу согласовать пакет санкций со стороны Венгрии и Греции, существуют и другие вопросы, по которым представители ЕС окончательно не договорились.
Например, Франция и Германия высказывались в пользу ослабления критериев «помощи России», а также говорили о необходимости повысить планку оценки, чтобы распространить ограничения уже на страну в целом, а не на частные компании.
Другая группа членов Евросоюза заявляла о необходимости нацеливать свою работу в первую очередь на компании, а не на страны. Противники такого подхода заявляют, что этот запрет будет обходиться путем создания новых организаций, и ЕС в конечном итоге придется заниматься постоянным преследованием вновь возникающих фирм.
Европейские дипломаты обеспокоены тем, что обсуждаемый механизм в любой из его версий может получиться настолько обтекаемым, что его будет сложно использовать — в таком случае этот санкционный пакет станет слабым средством сдерживания Москвы.
В Европе опасаются и того, что новые рестрикции против России, носящие экстерриториальный характер (то есть затрагивающий интересы третьих стран), станут дополнительным раздражителем в отношениях ЕС с теми государствами, против которых будут применены конкретные меры. Такие действия могут спровоцировать дополнительное напряжение в отношениях с Евросоюзом, а также подтолкнуть правительства отдельных стран к еще большему сближению с Россией, чего на Западе пытаются избежать.
Впрочем, главными антагонистами по-прежнему остаются именно Венгрия и Греция, которые недовольны наличием в списках некоторых своих компаний. Примечательно, что негодование двух стран вызвано нахождением своих организаций и в так украинских списках компаний, которые Киев называет «международными спонсорами» действующего конфликта. И хотя этот лист не считается санкционным и не имеет правовых последствий, это вызывает немало раздражения как минимум в Будапеште, который последовательно отстаивает собственные интересы, периодически не совпадающие со взглядами Брюсселя или Киева, но, в целом, продолжает двигаться в фарватере общеевропейской политики.
И такое противостояние уже обходится Украине в финансовом плане. В конце мая Politico писала о размолвке между главами МИД Германии и Венгрии Анналеной Бербок и Петером Сийятро из-за попадания венгерской OTP Bank Group в перечень компаний, продолжающих работать на территории РФ, хотя Киев настоятельно требовал выйти с российского рынка. В итоге Будапешт заблокировал выделение Киеву €500 млн из Европейского фонда мира. При этом «Известиям» в венгерском кабмине заявляли, что Будапешт не поддержит выделение денег Украине до тех пор, пока OTP входит в украинские черные списки.
Эта претензия — лишь очередная в ряду других, которые имеются у Венгрии к Киеву. Не стоит забывать и о притеснении этнических венгров, проживающих в Закарпатской области Украины. Кроме того у Будапешта имеется информация о планах Владимира Зеленского повредить критически важный для Венгрии нефтепровод «Дружба».
Технический торг
— Я ожидаю, что эти два государства (Венгрия и Греция. — «Известия») продолжат блокировать новый пакет санкций, — сказал «Известиям» участник делегации Европарламента по связям с Россией, представитель от Хорватии Иван Вилибор Синчич.
При этом продолжение санкционной политики Евросоюзом он называет «удвоением глупости», а сами ограничения — «полным провалом» ЕС.
— Санкции, которые мы ввели, еще больше укрепляют Россию и втягивают ЕС в рецессию. Большая часть энергии попадает в Европу через посредников, например, через Индию, но по гораздо более высоким ценам. Это победа для России и поражение для ЕС, — заметил европарламентарий.
Российские эксперты ожидают, что 11-й пакет будет согласован, даже если Брюсселю придется пойти на уступки Будапешту и Афинам, — такова логика санкционного механизма, считает научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Сергей Шеин.
— В нарастающей санкционной политике главное — движение, продолжение курса и принятие очередных пакетов ограничений. Торг по поводу конкретный компаний — момент технический, а Брюссель настроен этот пакет все-таки принять, несмотря на то что европейским чиновникам, возможно, придется пойти на поводу у Венгрии и Греции, — отметил Шеин, добавив, что сроки согласования документа прогнозировать сложно.
Вместе с тем происходящее демонстрирует, что согласовывать новые пакеты ограничений против России будет все сложнее, поскольку дальнейшие санкции могут затрагивать достаточно чувствительные сферы для отдельных стран-членов ЕС. Эксперты признают, что у Евросоюза еще остается пространство — это и атомная энергетика, и алмазная промышленность, и другие сферы, — однако такие санкции не будут безболезненными для всех участников объединения.
— Я думаю, что торг между странами-членами, которые будут пытаться защитить своего национального производителя, свой национальный бизнес, окажется более долгим, и, наверное, в дальнейшем на принятие новых пакетов будет требоваться все больше времени, — сказал Шеин «Известиям». — Санкции нечестивые, но они нужны Европейскому союзу как единственный инструмент, которым он сейчас располагает.
С такой логикой соглашается и евродепутат Иван Вилибор Синчич — он уверен, что работа над 12-м пакетом начнется буквально сразу после принятия 11-го, однако он смотрит на подобные перспективы без особого оптимизма.
— Каждый последующий раунд будет даваться европейским чиновникам все сложнее в плане поиска того, что бы подвергнуть санкциям, и в плане согласования. Подвергать санкциям уже практически нечего, — говорит евродепутат.
Вместе с тем, как сообщает американский телеканал CNBC, страны ЕС близки к согласованию плана по использованию замороженных российских активов на восстановление Украины. При этом ранее такие идеи в Кремле называли прямым воровством и мерой, которая потребует ответных действий со стороны РФ.