Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Так почём всё-таки продаётся наша нефть?

По данным Минфина, средняя цена российского сорта Urals в феврале составила $49,56 за баррель, почти в 2 раза дешевле, чем феврале 2022-го. Минфин по давней традиции использует котировки британского агентства Argus - средняя цена в портах Роттердама (Нидерланды) и Аугуста (Сицилия), основных пунктах приёма российского нефтяного экспорта до введения эмбарго с 5 декабря.

С тех пор экспорт на запад через порты на Балтике (Приморск и Усть-Луга) сократился в разы. Поскольку на этом направлении нет спроса, а логистическое плечо до Азии большое, дисконт относительно эталонного сорта Brent здесь составляет $35-40. Этим, в частности, с удовольствием пользуется Индия, перерабатывая дешевую нефть и продавая нефтепродукты, в т.ч. в Европу.

В то же время по трубе и в портах на Дальнем Востоке отгружается другой сорт нефти - сибирская ESPO. Логистическое плечо в Китай здесь короткое, на спрос не давит геополитика, поэтому дисконт составляет, по разным оценкам, всего $7-10 относительно Brent. Кто выигрывает от такой диспропорции? В первую очередь это Роснефть и Сургутнефтегаз, в их экспорте доля ESPO составляет почти 40%. У Лукойла, исторически ориентированного на Европу, доля не более 3%.

Ситуация поменяется с 1 апреля, когда вступит в силу новый порядок налогообложения нефтяных компаний. Скидка к Brent будет считаться в размере $34 в апреле, $31 в мае и $28 в июне, даже если нефть продана дешевле. Если дороже - будем считать, что компаниям повезло. Но тогда Минфин, в лучшем случае с июля, пересмотрит размер скидки. Цель - получить дополнительно 600 млрд рублей от НДПИ и НДД, и она должна быть достигнута.

@smfanton

Последние новости