Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

У вас цена обвалилась: почему нефть вдруг стала дешеветь и какой ответ потолку готовит Путин?

Несмотря на тревожные прогнозы экспертов и президента России Владимира Путина, обещавшего, что цены на нефть из-за введения потолка «взлетят до небес» по аналогии с газовыми, пока такой тенденции не видно. И даже больше — на рынке обратная реакция. Накануне стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в феврале 2023 года на лондонской бирже ICE опускалась ниже $79 за баррель впервые с 4 января. Сырье дешевеет на фоне ожидания рецессии, и единственное, что может изменить ситуацию, — решение ОПЕК+ сократить добычу, говорит эксперт нашего издания. О том, что будет с ценами к концу года и какой ответ на потолок готовит Москва, — в материале «БИЗНЕС Online».

Пока Москва ищет ответ на эмбарго, нефть дешевеет

Накануне вечером, 6 декабря, стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в феврале 2023 года на лондонской бирже ICE опускалась ниже $79 за баррель впервые с 4 января. По данным биржи на 21:12 мск, Brent снижалась на 4,55%, до $78,92 за баррель, а после снижение несколько замедлилось. В то же время фьючерс на нефть марки WTI с поставкой в январе 2023 года снижался на 3,98%, до $73,87 за баррель. А вот американский доллар за последние четыре сессии укрепился на 2 рубля.

В среду котировки нефти слабо растут на фоне усиливающихся опасений спада в мировой экономике. Даже несмотря на вступление в силу европейских ограничений и обещанное властями Китая серьезное смягчение коронавирусных ограничений, за последние три сессии как Brent, так и WTI потеряли в цене более 9%. На этом фоне минэнерго США накануне понизило прогноз стоимости нефти марки Brent в 2022 году с $102,13 до $101,48 за баррель. По прогнозу ведомства, в начале 2023 года котировки Brent будут держаться на уровне выше $90 за баррель. Одна из причин затишья — охвативший рынок страх грядущей рецессии, отметил в беседе с Bloomberg управляющий директор брокерской компании Vanir Global Markets Pte Джеймс Уистлер. По его словам, трейдеры допускают ужесточение денежно-кредитной политики и ждут очередного заседания федеральной резервной системы (ФРС), запланированного на 13–14 декабря.

Нефть не дорожает даже с учетом тревожных новостей из Турции, где возникла пробка из танкеров с российским сырьем. По данным Financial Times и Bloomberg, турецкие власти из-за недавних ограничений отказываются пропускать через проливы Босфор и Дарданеллы по крайней мере 20 танкеров, которые везут в общей сложности около 18 млн баррелей нефти. По информации Bloomberg, все танкеры, кроме одного, перевозят нефть из Казахстана, однако вышли из российских портов, и поэтому Анкара требует от перевозчиков новых документов о страховании. Возникшие пробки — первый признак грядущих сбоев в мировых поставках, считает FT. В Вашингтоне заявили, что внимательно следят за ситуацией, но выводы делать рано. Власти Венгрии накануне объявили, что больше не могут удерживать цены на бензин из-за санкций ЕС и сбоя в поставках: «То, чего мы опасались, сбылось».

После вступления в силу европейского эмбарго и потолка цен Москва анонсировала новые правила для российских нефтяников. Власти запретят компаниям торговать нефтью с использованием ценового потолка (price cap), механизм заработает до конца года, заверил во вторник вице-премьер РФ Александр Новак. Какие санкции грозят нарушителям, зампред правительства не уточнил. И вчера же стало известно, что этим механизмом Россия не ограничится. Bloomberg и «Ведомости» рассказали, что Москва готовит ответ на потолок в $60 за баррель. По информации западного агентства, Россия может ввести минимальную цену на экспорт своей нефти или установить максимальный уровень дисконта к эталонным сортам. Один из «высокопоставленных российских чиновников» объяснил схему так: страна планирует предложить прозрачный механизм ценообразования и при этом не хочет давить нерыночными действиями на «нейтральные государства». Информации о конкретном уровне цен пока нет.

По словам двух источников «Ведомостей», близких к кабмину, власти прорабатывают три варианта ответного механизма:

  • полный запрет на продажу нефти государствам, которые поддержали ограничения. В том числе если они покупают сырье у России не напрямую, а через страны-посредники или даже их цепочку. Поставку заблокируют, если формальным покупателем выступит нейтральная страна, а конечным получателем станет страна G7 (Большой семерки);
  • запрет на экспорт по контрактам, если в них включено условие потолка цен, вне зависимости от того, какая страна выступает получателем;
  • введение так называемой индикативной цены, т. е. определение максимального дисконта российской нефти Urals к эталонному сорту Brent. При превышении дисконта продажа запрещается.

На данный момент ни один из вариантов не одобрен, возможны их комбинация либо другие схемы, отметил один из собеседников. По данным «Ведомостей», вопрос должен был обсуждаться на совещании у президента в том числе с участием нефтяных компаний. Информации о таком мероприятии в публичном доступе нет. Кремль на запрос газеты не ответил, а в аппарате Новака отказались от комментариев. Зарубежные партнеры, судя по всему, пока не торопятся выручать Россию. ОПЕК+ занимает выжидательную позицию и сохраняет план по добыче нефти, а саудовская нефтяная компания Saudi Aramco снизила цены на январские поставки большинства сортов в Азию и Европу. С обходом санкций может помочь Иран, СМИ называют исламскую республику мастером в «подпольной» торговле сырьем. То, что Россия по примеру Ирана в срочном порядке создает «теневой» танкерный флот, уже не секрет.

Ситуация с нефтегазовыми доходами бюджета «очень тяжелая», отмечает финансовый аналитик Павел Рябов. Согласно данным минфина, нефтегазовые сверхдоходы бюджета в декабре снизятся до минимума с начала 2021 года. В этом месяце они составят 85,9 млрд рублей, хотя в ноябре было 108,9 млрд рублей, а в октябре — 435,1 миллиарда. Рябов обращает внимание на то, что экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам (доля от экспортной цены, которую нефтяные компании уплачивают в пользу федерального бюджета) за ноябрь упала почти вдвое, и теперь казна получает 60-65 млрд рублей в месяц против плановых 130-150 миллиардов. По словам Рябова, стабилизировал бюджет только избыточный НДПИ, наложенный на «Газпром», и это говорит о «системных проблемах» с пополнением казны. Следующий год будет сложным, делает вывод эксперт в своем телеграм-канале.

«Пока в любом случае цены на Urals достаточно комфортные, Россия и Татарстан могут спать спокойно»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, почему стоимость нефти упала до январского минимума, и как Россия может ответить на потолок цен.

Алексей Громов — директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов, доцент РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:

— Ситуация на мировом рынке нефти сегодня определяется совокупностью факторов. И введение потолка цен на российскую нефть — это лишь один из критических факторов для мировых цен на нефть. Ключевое опасение, которое влияет на текущие нефтяные котировки, связаны с растущим ожиданием глобальной рецессии в 2023 году. Совсем недавно вышли новые данные международных аналитических агентств: темпы роста мировой экономики по итогам 2022 года замедляются до менее чем 2 процентов в год. Основной вклад в рост вносят рекордные темпы экономического роста в Китае. Но Пекин пока еще продолжает жесткие ковидные ограничения, что оказывает негативный эффект на рост темпов экономики. Мы видим, что в результате энергетического кризиса экономика Германии также войдет в рецессию начиная с четвертого квартала текущего года. И почти нулевого экономического роста ожидают в США. Это все давит на мировые цены на нефть. Кроме того, на общее настроение нефтетрейдеров влияет и мягкий уровень ценового потолка на российскую нефть. Причем эти 60 долларов касаются цены FOB для российской нефти, то есть учитывают затраты на страхование, фрахт и другие затраты, связанные с доставкой нефти конечному потребителю.

Данные независимых наблюдений показывают, что цена на экспортируемую российскую нефть по Urals точно соответствуют цене 60 долларов. Получается, что пока уровень ценового потолка никак не влияет на сокращение экспорта российской нефти. Плюс ко всему есть фактор эмбарго на поставки российской нефти в страны Евросоюза. Об этом было известно еще в мае и, зная это, у Евросоюза и России было полгода для того, чтобы адаптироваться. И более 90 процентов поставок российской нефти сегодня уже переориентированы на другие рынки. Оставшиеся объемы, думаю, мы тоже сможем переориентировать в ближайшие месяцы. Поэтому на рынке не следует ожидать существенного сокращения экспорта российской нефти. В совокупности все эти факторы влияют на то, что мировая цена на нефть сегодня идет к снижению. И инструментом, который мог бы повлиять на цену в сторону ее повышения, могли бы быть более жесткие действия стран ОПЕК+. Но мы знаем, на министерской встрече ОПЕК+, которая прошла в прошлые выходные, было подтверждено решение от октября этого года о том, что страны придерживаются той же линии на сокращение добычи на 2 млн баррелей нефти в сутки. Это отражает сложившийся баланс на мировом рынке. Поэтому каких-то значимых изменений с точки зрения предложений на нефтяном рынке мы не ожидаем.

Если не будет каких-то новых потрясений, наверное, следует ожидать, что цена будет держаться примерное на уровне 80-85 долларов за баррель за Brent. В дальнейшем на ситуацию будет влиять перспектива восстановления экономического роста в Китае. Еще одним важным фактором будет то, как по факту будет работать ценовой потолок на российскую нефть. Пока не видно, что он каким-то образом работает.

Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

— Сможет Россия сохранить поставки нефти или не сможет — это пока не ясно на следующий день [после введения потолка цен]. Нефть может серьезно упасть только в случае глобальной рецессии. На Западе мы видим и увольнения, и большинство аналитиков предсказывают падение рынков. То есть риски есть, но поживем — увидим. И все-таки ОПЕК+ [показывает себя как] очень эффективный инструмент. Пока в любом случае цены на нашу нефть Urals достаточно комфортные, и Российская Федерация, Татарстан могут спать спокойно. До конца этого года и в начале следующего цена на нефть будет чуть-чуть повыше текущего уровня, если берем Brent.

Общий смысл ответа Москвы на потолок цен уже объявлен — мы не продаем нефть странам, которые ввели потолок. Понятно почему — сейчас 60 [долларов за баррель], а скоро будет 10. И они введут потолок на все — на газ, зерно, удобрения и т. д. Наши пересмотрят логистику, понятно, что основными покупателями (может даже не для себя, а для перепродажи) будут Турция, Китай, Индия. Никто не знает пока, каким образом будут налажены поставки и какой будет размер нашей скидки. Рассматривается даже вариант фиксированных цен. Точно понятно, что те, кто ввел потолок, ничего не получат, это однозначно.

Последние новости