Еще не все европейские страны успели сказать «одобрям-с» 7-му пакету антироссийских санкций, как на горизонте замаячил уже 8-й. С такой инициативой в Еврокомиссию вышли наши ближние соседи — прибалтийские республики. Они предложили в очередной раз «ударить» по отечественной торговле и энергетике, а также в очередной раз ограничить SWIFT.
С таким заявлением выступил министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу в интервью немецкому изданию. Конкретные предложения уже внесены в ЕК. И с их реализацией прибалты просят прочих европейцев не откладывать в долгий ящик. Видимо, считают, что 8-й пакет санкций теперь уже окончательно и бесповоротно разрушит экономику России. Как та мышка из сказки: бежала, хвостиком махнула, золотое яичко упало и разбилось...
Но вот какая незадача для наших западных недоброжелателей. Москва со всех сторон обложена ограничениями. А рубль стабильный, инфляция под контролем, ассортимент товаров в магазинах не уменьшился. Инициаторам 8-го пакета придется поломать голову, чтобы предложить что-нибудь более серьезное. Ведь все существенные санкции, которые можно было придумать, уже давно внедрены.
Попытались было установить потолок в ценах на российские энергоносители — не получилось. Запретили нашим судам заходить в европейские порты с экспортной пшеницей — тоже ничего не вышло. Идет наше зерно, хотя и окольными путями.
Не зря сам глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, которого трудно заподозрить в симпатиях к России, напоминает, что страны Евросоюза уже скоро столкнутся с серьезными вызовами и негативными последствиями антироссийских ограничительных мер.
На самом деле, уже столкнулись. Перед зимой, не надеясь на российский газ, болгары спешно покупают в Турции пеллетное топливо (гранулированное биотопливо). В Польше очередь за углем — граждане страны надеются на буржуйки, которые не успели выбросить на свалку истории.
Какие же дополнительные ужесточения в области экономики могут придумать европейцы — спрашиваем финансового аналитика, кандидата экономических наук Михаила Беляева.
- Как человек с холистическим мышлением, ситуацию я рассматриваю в целом, а не по частностям, - говорит он. - Моя позиция такова: все «пружины» против России были введены и задействованы в первом, втором, ну и в третьем пакетах антироссийских санкций. Они не сработали в принципе.
У многих наших недоброжелателей существует такое заблуждение: если они сейчас что-то уточнят, усилят, конкретизируют какие-то детали, то санкции враз и заработают, Россия ослабнет. Не заработают в принципе и это уже доказано временем!
Можно ввести дополнительные ограничения против отдельных персон, пригрозить им запретом на въезд в страну или конфискацией виллы или яхты. Но даже эти меры, как мы видим, не эффективны. Можно объявить «войну» некоторым компаниям. Но если их продукт востребован на рынке, или наоборот — они нуждаются в каком-то товаре, то всегда найдутся способы обойти санкции. Это бизнес, у него свои законы.
Посмотрим на энергоносители. В результате антироссийских санкций речь даже не о том, что цены подскочили, а о том, что сырья нет физически — сколько бы оно не стоило. И когда Европа отключила себя от российских поставок, то очень быстро поняла, что все остальные «краники» не дадут им такого объема, сколько давала Россия. Какие бы цены на энергоносители не были. Пытались перекрыть нам финансовые каналы и систему взаиморасчетов — тоже ничего не вышло.
- А как же система SWIFT? В новом пакете призывают еще больше ужесточить ее блокировку...
- SWIFT — это международная система по передаче межбанковских финансовых сообщений. Сами банки между собой могут вести расчеты любым удобным для них способом. У нас есть своя система быстрых платежей и система передачи финансовых сообщений. Ими никто с Запада не командует. Поэтому и говорю: никаких экономических последствий после очередного пакета санкций мы не почувствуем.
- Но почему инициативу проявили прибалтийские государства?
- Всем понятно, что с политической точки зрения - это марионетки. Однако им необходимо самоутверждаться, показывать заокеанскому патрону, что они действуют, а не сидят, сложа руки. Вот и выступают с разными заявлениями. На политической арене эти заявления звучат, но никакого прикладного значения в обычной жизни не имеют.