Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Рост курса рубля к доллару затормозился: развернется ли тренд

В пятницу, 1 июля, на торгах Мосбиржи доллар дорожал более чем на 4 рубля, до 55,8 рубля. Это стало самым сильным внутридневным укреплением американской валюты более чем за месяц, с 26 мая. К вечеру рубль часть падения отыграл, закончив торги на отметке 54,5 за доллар, но впервые с конца мая заканчивает неделю в небольшом минусе. Курс евро в пятницу вырос на 2,85 рубля, до 56,54.

Почему упал рубль

Днем ранее ЦБ объявил об очередных мерах смягчения валютного контроля. Теперь физлицам-резидентам можно переводить за границу до $1 млн (либо в эквиваленте в другой валюте) в месяц вместо прежнего лимита $150 000. Именно это вместе с озвученным намерением властей бороться с завышенным курсом рубля стало фактором укрепления российской валюты, считает эксперт БКС Дмитрий Бабин.

В последнее время федеральные чиновники все чаще высказывают обеспокоенность из-за избыточного укрепления рубля. Как заявил 1 июля глава Минэкономразвития Максим Решетников, правительство обсуждает ситуацию в ежедневном режиме. А глава Минфина Антон Силуанов 29 июня говорил, что правительство уже на следующей неделе рассмотрит вопросы, влияющие на курс рубля. Министр констатировал, что смягчения валютных ограничений, которые до сих пор применялись ЦБ, не повлияли на рубль, и допустил, что власти будут бороться с избыточным укреплением рубля через закупку валюты в рамках обновленного механизма бюджетного правила.

«Словесные интервенции со стороны правительства по поводу чрезмерного, с точки зрения наполнения бюджета, укрепления рубля действительно могли повлиять на курс», — говорит директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. Однако связь между последним смягчением валютных ограничений ЦБ и ослаблением курса если и есть, то очень условная и незначительная, уверен он. Основную причину падения курса он видит в завершении налогового периода (когда экспортеры продавали валюту для рублевых выплат по налогам). «Кроме того, свою роль могло сыграть решение акционеров «Газпрома» не платить дивиденды — с рынка ушли ожидания значительных продаж валюты под эти выплаты», — допускает Полевой.

Связывать смягчение ограничений и динамику курса неверно — послабления от ЦБ происходят не в один момент, а должны будут иметь накопленный эффект, говорит макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Чего ждать дальше от курса

Рисков, что рубль вернется к 50 или опустится ниже, по итогам недели стало меньше, но пока рано говорить о том, что стартует новый тренд на устойчивое ослабление рубля, подчеркивает Полевой. «Мы можем вернуться в диапазон 50-60, возможно, на следующей неделе, но это потребует сохранения повышенного спроса на валюту. Что будет им двигать — еще под вопросом», — говорит он.

Пока ничего из того, что двигало рубль вверх, не поменялось — сохраняется высокий торговый профицит, остаются все факторы, связанные с сокращением валюты на счетах физлиц и компаний, перечисляет эксперт. «Сейчас лишь добавилось ожидание того, что власти смогут ослабить курс — возможно, поэтому усилился спекулятивный спрос на валюту», — признает Полевой. Чтобы тенденция стала устойчивой, должен либо начать сокращаться торговый профицит, либо существенно увеличиться спрос на валюту. Остановить укрепление рубля могли бы интервенции со стороны правительства, но даже эта мера вряд ли будет фактором для серьезного устойчивого ослабления, заключает аналитик.

Пока сказать о том, что доллар «нащупал дно» на уровне 51-52 рублей, нельзя — импорт восстанавливается медленно, возможности накопления ликвидности в долларах и евро затруднены, считает управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин. «Впереди еще один налоговый период и достаточно большое положительное сальдо текущего счета». В отсутствие статистики по импорту и экспорту судить о том, прошел ли доллар «дно», очень сложно, поскольку тренд на избыточное укрепление рубля связан именно с дисбалансом в торговом потоке, говорит Мурашов из Райффайзенбанка.

При этом с точки зрения ослабления валютных ограничений уже сделано все, что можно было сделать, считает Сусин. «Все, что можно, уже давно «открутили»», — соглашается Полевой. Из значимых ограничений остался только запрет на продажу активов для нерезидентов, однако его пока не снимут — по политическим причинам, а также потому, что в этом случае рубль будет очень резко падать.

Последние новости