Директор JPMorgan Джейми Даймон считает, что цены на нефть могут вырасти в этом году до $175 за баррель. А, по словам Джереми Вейра, главы сырьевого трейдера Trafigura, нефть может продемонстрировать «параболический» рост.
Консалтинговая компания Energy Aspects, клиентами которой являются как хедж-фонды, так и государственные энергетические компании, заявила, что мир столкнулся с «возможно, самым сильным бычьим рынком нефти в истории». В Goldman Sachs считают, что цены на нефть в третьем квартале «в среднем» составят $140 за баррель.
Так и хочется отмахнуться от этой массовой вспышки бычьих настроений как от болтовни банкиров и трейдеров, настроенных на краткосрочный рост нефти, которая уже достигла $120 за баррель.
Многие помнят скачок цен на нефть до $147 за баррель накануне финансового кризиса, когда Goldman был одним из главных сторонников ралли, которое быстро сошло на нет, когда в экономике наметился спад. К Рождеству 2008 года нефть стоила $40 за баррель, однако некоторые бонусы, заработанные энергетическими трейдерами с Уолл-стрит в том году, вошли в историю рынков.
Хотя обычно здоровая доля скептицизма вполне оправдана, нужно лишь поверхностно взглянуть на нефтяной рынок, чтобы понять, что на этот раз бычьи прогнозы обоснованы.
Энергетический кризис, который начался после того, как Россия сократила поставки газа в Европу, а затем распространился и на сырьевой комплекс после начала СВО на Украине, далек от завершения. Скорее всего, прежде чем станет лучше, ситуация еще ухудшится, что приведет к серьезным последствиям для мировой экономики, уже пострадавшей от инфляции.
Основная проблема — нефти едва хватает на всех. А поскольку России, которая оказалась под санкциями, все труднее продавать нефть на рынке, существуют обоснованные опасения, что предложение может сократиться еще больше.
ЕС только что запретил морские перевозки российской нефти, вынудив Россию отправлять нефть более отдаленным покупателям, которые готовы игнорировать события на Украине. Индия и Китай раскупили грузы со значительными скидками после того, как многие европейские покупатели ввели самосанкции.
Однако по мере роста объемов вытесняемой российской нефти встает вопрос по поводу способности и готовности азиатских НПЗ продолжать закупки.
Поставки под угрозой
Серьезной проблемой является возможный запрет на страхование судов, перевозящих российскую нефть, в ЕС и Великобритании. Это фактически закрыло бы России доступ к основным танкерным рынкам и значительно ограничило бы возможности для доставки нефти. Нефтяные танкеры должны страховать не только дорогостоящие грузы, но и покупать страховку на случай разливов нефти, как в случае с Exxon Valdez, которые требуют многомиллиардных затрат на очистку.
Стратег по сырьевым рынкам Рори Джонстон считает, что большинство крупных портов просто не будут принимать танкеры без страхования на условиях «защита и возмещение» — рынок, на котором доминируют Великобритания и ЕС, — и полагает, что сокращение добычи в России достигнет примерно 20% от уровня, существовавшего до начала СВО (2 млн баррелей в сутки), к концу года.
Добыча в России может снизиться еще больше, при этом Международное энергетическое агентство прогнозирует падение на 3 млн баррелей в сутки, что эквивалентно потере почти всей добычи в Кувейте.
Этот потенциальный дефицит будет сложно восполнить. Западные правительства уже использовали стратегические резервы, высвободив около 1 млн баррелей нефти в сутки после обострения конфликта. Но это только сдержало рост цен, а не привело к снижению, и эта мера не может действовать бесконечно.
Единственные страны, имеющие значительные резервные мощности, — Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, но их возможности по прокачке не безграничны. Добыча в Саудовской Аравии приближается к 11 млн баррелей в сутки после того, как страна согласилась немного ускорить увеличение добычи. Но, добавив еще 1 млн баррелей в сутки, они окажутся на неизведанной территории, что создаст проблемы на нефтяных месторождениях, если им потребуется поддерживать добычу более нескольких месяцев.
Другие члены ОПЕК не смогут увеличить добычу даже до уровня, существовавшего до пандемии, после ненадлежащего управления и недостаточных инвестиций в течение многих лет. Потенциальная ядерная сделка США с Ираном, которая позволила бы высвободить больше баррелей, пока не увенчалась успехом.
Стремительный рост цен на продовольствие может обернуться беспорядками во многих нефтедобывающих странах, что еще больше осложнит поставки.
Западные нефтяные гиганты по-прежнему не решаются на инвестиции. Даже если они не будут обращать внимания на давление с целью энергетического перехода, на запуск крупных разработок за пределами сланцевых месторождений в США уйдут годы.
Спрос будет расти
Если на стороне предложения серьезные проблемы, то спрос должен сбалансировать рынок. Но правительства приняли недальновидное решение, сократив налоги на топливо, чтобы поддержать потребление, хотя люди, уставшие от пандемии, были готовы платить на заправках.
Китай снова открывается. Люди опять летают. Спрос движется в неправильном направлении.
Все эти факторы будут способствовать росту цен на нефть до тех пор, пока не будет достигнут уровень, который приведет к сокращению потребления, что, скорее всего, спровоцирует достаточно сильный экономический спад, чтобы сократить спрос. Иными словами, многие экономики столкнутся с рецессией.
Политики могли бы поощрять защиту окружающей среды, начиная со снижения скоростных ограничений и заканчивая повторным введением налогов. Но, судя по последним данным, они лучше попадут в катастрофу, чем расстроят автомобилистов. Им стоит надеяться, что, когда нефть снова подешевеет, у избирателей еще будет работа, на которую им нужно будет ездить.