Рубль за последние дни укрепился после серьезного падения. Между тем Банк России проведет 10 июня плановое заседание по ключевой ставке, и принятое там решение может пошатнуть национальную валюту. Что будет с «деревянным» в свете грядущего решения ЦБ? Об этом в ходе конференции в пресс-центре «МК» рассказали эксперты.
10 июня пройдет заседание ЦБ по ключевой ставке. Сейчас она составляет 11%, а до начала спецоперации была, напомним, 9,5%. Многие аналитики убеждены, что и в этот раз ключевую ставку снизят. Вопрос — на сколько.
По мнению старшего персонального брокера по международным рынкам «БКС Мир инвестиций» Тимура Баянова, есть вероятность, что Центробанк примет решение довести ключевую ставку до того уровня, который был до 24 февраля. В то же время аналитик не ждет серьезных изменений курса после решения Банка России понизить ключевую ставку даже на 1,5 процентного пункта.
Доктор экономических наук Игорь Николаев считает, что ставку снизят на 1% — до круглого значения в 10%. По его словам, какого-то сильного влияния на текущий курс рубля это не окажет, потому что предыдущее изменение во многом отыграно, и участники рынка уже задолго до заседания ЦБ понимали, что если и будет дальнейшее снижение, то небольшое.
«По нынешним временам небольшое, — уточняет эксперт, — потому что в спокойной экономике один процентный пункт — это значительно. Но мы сейчас живем в условиях такой турбулентности, что да, это незначительное снижение никакого сильного влияния не окажет, это ожидаемое решение», — считает он.
Для того чтобы экономика работала, ключевая ставка должная быть ниже, считает финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. При дорогом кредите промышленность не может эффективно функционировать, реальному сектору экономики работать очень трудно.
«Промышленные предприятия без кредита работать просто не могут. Речь идет не об инвестиционном кредите на расширение своей деятельности, а даже о текущей работе. Если вы платите по кредиту высокие проценты, сразу затрудняется деятельность. А это значит, что откладываются все позитивные результаты. Не будут создаваться рабочие места, не будет укрепляться экономика... Между тем развитие не хоронят, но оно откладывается, — отмечает эксперт. — Мне бы хотелось, чтобы снизили ключевую ставку сразу на 2%. Хотя я понимаю, что резко снижать тоже нельзя, потому что экономика на все эти резкие рывки тоже реагирует не очень хорошо».
Эксперты подчеркнули, что в стабильные времена прямой и непосредственной связи между ключевой ставкой и курсом национальной валюты просто не существует. Однако в нынешней реальности все меняется: например, сразу после внепланового понижения ключевой ставки с 14% до 11% две недели назад рубль сразу резко сдал позиции.
В ходе конференции эксперты также дали советы потребителям по всегда популярному вопросу: стоит ли сейчас вкладываться в доллары. Сам по себе курс, безусловно, сейчас очень даже выгодный. Но не все аналитики считают, что нужно бежать за валютой в обменники.
«Я бы паузу взял с точки зрения покупки-продажи. Особенно если это не связано с поездкой за рубеж и не нужна валюта прямо сейчас, — считает Игорь Николаев. — Если вести речь именно о сбережениях, то мы видим, насколько волатилен курс. Пускай он хоть немного успокоится. Кстати, в этом плане задача устойчивости национальной валюты пока не очень выполняется: курс гуляет туда-сюда в два раза. Поэтому рекомендация: лучше пока вообще не дергаться».
А вот Тимур Баянов считает, что никаких пауз брать не нужно. «Американский доллар был и будет оставаться валютой, которую имеет смысл сохранять в портфелях. На мой взгляд, иметь часть денежных средств в валюте и воспользоваться текущим курсом для дальнейшей инвестиции в доллар однозначно стоит. Евро с точки зрения диверсификации также стоит рассмотреть. Но не стоит делать ставку на франки и юани — в виду невозможности что-либо делать с этими деньгами», — отметил он.
А вот прогнозировать дальнейший курс рубля эксперты отказались: слишком уж много неопределенностей остается на рынке, причем большинство из факторов риска имеют отношение не к экономике, а к геополитике.