Стамбульский торговый район Лалели, в начале 90-х получивший прозвище «русский базар», вновь кишит челноками с баулами – и это не только россияне, но и украинцы, поляки, болгары и даже венгры. Турция в СМИ и в отчетах промышленно-деловых ассоциаций ликует: «русский базар» ожил и снова начал кормить турецкий мелкий опт — да не просто, а с бонусом. Если удушенных санкциями россиян в качестве челноков турки еще ожидали, то украинцы и весь остальной экс-соцлагерь – приятный сюрприз.
Что и как покупают, где сбывают, как между собой взаимодействуют, чему радуются, на что жалуются и надеются челноки образца 2022 года, нам рассказали российские челночные «пионеры».
— Если в 90-е россияне составляли более 70% всех челноков в нашей стране, то сейчас количество русских, украинцев, болгаров и венгров примерно одинаково, - оценивают масштабы возрождения челночного бизнеса в стамбульской Ассоциации промышленников и бизнесменов района. – Но все постоянно меняется. Сейчас в отели Лалели заселяются большие группы челноков из Польши, возможно, их будет даже больше, чем всех остальных. Хотя мы их не видели с 2004 года, как они вступили в ЕС. Мы ожидаем объем торговли не менее $ 3 млрд только в Лалели.
На сегодня прямые рейсы в Стамбул летают из Москвы, Подмосковья (аэропорт Жуковский), Екатеринбурга и Махачкалы. Неудивительно, что среди челноков, по их собственной оценке, больше всего людей именно из этих городов и прилегающих областей.
— Что изменилось? – любопытствую у москвички Светланы, помнящей еще «челночные» забеги начала 90-х.
— Контингент. В 90-х это были оставшиеся без работы учителя, врачи, инженеры, далекие от торговли и ничего в ней не понимающие. Матерели они постепенно. А теперь тут почти все профессионалы – владельцы площадей на вещевом рынке на МКАД, закупщики от магазинов, включая тех, кого уволили или магазин накрылся, но навык-то остался. Нам, самоучкам, конкурировать с такими невозможно.
— А зачем тогда приехали? Это же не отдых — целый день гонять по лавкам.
— Мы с компанией (Светлана в Лалели еще с 3 подругами) закупаем хоть и для продажи, но среди своих. То, что нужно больше всего, что нам заказывали, до поездки мы собирали запросы. В результате везем много гигиенических принадлежностей, парфюмерии, детских товаров, кормов для животных и лекарств. А поехали сейчас специально, пока прямые рейсы в Стамбул всего из 4 городов, а по факту даже из 3-х, так как Жуковский это Москва. А с начала июня сюда полетит Самара, Владикавказ, Уфа и Челябинск. Вот тогда нас здесь точно затопчут!
— В 90-е челноки, помнится, сетовали на таможню, которая их обирает…
— Пока нет лавины из регионов, таможня еще дремлет. Но как понесется поток, точно вспомнит былое.
Пока все неплохо, если быть в теме. К примеру, россияне могут ввозить без пошлины «товары для личного пользования». До 15 апреля пошлиной не облагались товары общим весом до 25 кг включительно и не дороже, чем на €500. А теперь можно бесплатно ввезти товаров €1000 весом до 31 кг включительно. Но это не навсегда, а только до октября. И распространяется на все виды транспорта, включая пеший переход границы, но не на самолет.
Карго (груз без сопровождения) тоже можно послать, но на таких же условиях. За нарушения штрафы разорительные, так что лучше не нарушать. А если вдруг что, то договариваться с таможней на месте. Так что домой мы самолетом не полетим, будем добираться сложносочиненным методом, раскрывать, если можно, не буду, пока дома не окажемся. А в 90-е мы куда больше вывозили и самолетами, вот и чувствовали себя хозяевами и на Лалели, и в Лужниках, где торговали.
— А теперь куда, на знаменитый вещевой рынок на МКАД?
— Нет, туда просто так не зайдешь. За нашими покупками люди сами приедут к нам домой. Мы многим поможем, если благополучно доберемся. Мы везем некоторые медикаменты, которые раньше люди передавали с пилотами регулярных рейсов. И платили им, и еще на коленях умоляли.
— А как же насчет всяких нарядов – фирменной поклажи челноков из 90-х?
— Текстиль и одежный широпотреб скоро придет в РФ на официальном уровне, так что ниши для челночного «профита» тут нет. А что касается лже-брендов – подделок, даже самых талантливых – к этому очень строго и сами турки относятся, могут изъять на выезде. Да и российский потребитель понимает, что тяжелый люкс из Лалели не везут. Хотя поляки вон закупают вовсю подделки. Мы бы спросили, как они их реализуют, да они теперь с нами не разговаривают. Впрочем, как и все прочие европейские коллеги. Зато турецкие лавочники всем рады, а это главное.
— Знаю, что вопрос по нашим временам не слишком деликатный… Но как денежки на покупки вывозите?
— Тут есть банкоматы, где можно снять со своего российского рублевого счета наличные лиры, но это минус полсуммы за перевод – не выгодно. Поэтому мы частично везем «котлету» (запакованный нал в багаже), а частично переводим на свое же имя сумму с рублевой карты через специальное приложение и на месте получаем лиры или баксы по хорошему курсу. Если знать тонкости, сегодня все возможно. Но совсем не так выгодно, как в девяностые.