Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Товарные запасы начали стремительно сокращаться: чем это грозит экономике

Сегодня тяжелые потрясения для российской экономики в целом, да и для простых людей также, в значительной мере сглаживаются тем, что в более благополучные времена были накоплены какие-то запасы: денежные, товарные, сырьевые и прочие. Собственно говоря, запасы на то и создаются, чтобы в случае тех или иных непредвиденных обстоятельств можно было бы ими воспользоваться. И как мы их использовали с конца февраля 2022 года?

Статистика Росстата по изменению запасов основных продуктов питания и непродовольственных товаров в организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, дает интересную картину.

Начнем с хорошей новости: судя по такому показателю, как обеспеченность запасами в днях торговли, голод нам не грозит. Судите сами: если на 1 февраля 2022 года обеспеченность запасами по мясу животных составляла 7 дней торговли, то по состоянию на 1 апреля 2022 года (более свежей статистики пока нет) этот показатель не изменился — также 7 дней. По мясу домашней птицы: 3 дня — на 1 февраля 2022 года и 3 дня — на 1 апреля 2022 года. Молочные продукты: 11 и также 11 дней соответственно; яйца — 5 дней и тогда, и тогда; хлеб — также по 4 дня; свежие овощи — тоже 4 дня, и так далее.

Из продовольствия серьезные изменения в запасах продемонстрировали: консервы из мяса и мяса птицы, обеспеченность которыми по состоянию на 1 февраля 2022 года составляла 71 день торговли, а по состоянию на 1 апреля 2022 года — уже 46 дней. Растительное масло: 27 дней по состоянию на 1 февраля 2022 года и всего лишь 13 дней — на 1 апреля 2022 года. Сахар — 14 и 5 дней соответственно; соль — 23 и 9 дней соответственно. В целом картина понятная: люди, подстегиваемые ценовым всплеском, расхватывали продукты питания длительного хранения. Однако, как уже было отмечено выше, голод в обозримой перспективе нам не грозит. Но необходимо сделать важное уточнение: продукты-то будут, но что произойдет с ценами на них и сможем ли мы их покупать по таким ценам — вот в чем вопрос.

Теперь посмотрим на соответствующие данные по группе непродовольственных товаров. Здесь, как и следовало ожидать, все не так хорошо. Судите сами, обеспеченность запасами снизилась: по телевизорам — с 82 дней торговли по состоянию на 1 февраля 2022 года до 48 дней по состоянию на 1 апреля. По холодильникам и морозильникам — с 76 дней до 32 дней на соответствующие даты; по компьютерам — с 55 дней до 45 дней, по строительным материалам — со 147 дней до 93 дней.

Наибольший провал случился по стиральным машинам, по которым обеспеченность запасами по состоянию на 1 февраля 2022 года составляла 51 день торговли, а по состоянию на 1 апреля 2022 года уже только 24 дня (обеспеченность запасами упала в 2 с лишним раза).

Кстати, если у кого-то сложилось мнение, что и по легковым автомобилям может быть схожая картина, то это, как ни удивительно, совсем не так: по состоянию на 1 февраля обеспеченность запасами в торговле легковыми автомобилями составляла 35 дней, а по состоянию на 1 апреля 2022 года уже 52 дня. На самом деле понятно, почему так произошло с автомобилями, достаточно вспомнить, сколь стремительно возросли цены на них.

Впрочем, рост цен далеко не по всем непродовольственным товарам предотвратил уменьшение запасов. В марте 2022 года цены на стиральные машины выросли, по данным Росстата, аж на 46,3%, но запасы все равно резко упали. На холодильники цены выросли на 35%, и ситуация с запасами здесь схожая. Просто бытовая техника — это не автомобили. И даже значительный рост цен на эти товары не способен предотвратить кратковременного ажиотажного спроса на них.

Почему необходимо беспокоиться, когда мы фиксируем такую ситуацию с обеспеченностью товарными запасами? Потому что есть понимание того, что потребуется как минимум несколько месяцев, чтобы перестроить логистические схемы доставки товаров (из стран Юго-Восточной Азии прежде всего). Какие это будут товары и по какой цене — нам еще предстоит узнать. Удастся ли восстановить запасы и в каком объеме — это также еще предстоит увидеть.

В любом случае сегодня можно констатировать, что мы очень быстро проедаем свои запасы. Кое-что в прямом смысле. А что-то — если речь идет о непродовольственных товарах — в переносном.

Плохо ли проедать запасы? Конечно, как говорится, «на весь век не запасешься». Но все-таки запасы торговле необходимы. Они требуются для обеспечения бесперебойности в работе, для спокойствия рынка и для гарантии бездефицитной торговли. Те показатели обеспеченности запасами в днях торговли, которые мы видели накануне того, как разразился острейший геополитический кризис, сложились исторически. Предопределяются они множеством факторов: особенностями производства и транспортировки товаров, правилами их хранения, ценовыми факторами, требованиями к условиям реализации и пр. Эти уровни запасов являются в значительной степени оптимальными. Если происходят какие-либо существенные отклонения, не связанные, к примеру, с сезонностью, — это отклонения от оптимумов.

При этом не надо думать, что, чем больше запасы, тем лучше. Нужны именно оптимальные запасы, которые тоже могут несколько меняться. Они могут изменяться, потому что меняются условия работы. Рисков в производстве, транспортировке, торговле становится больше или меньше. Сегодня, к примеру, рисков на всех этих стадиях стало значительно больше, и запасы по многим позициям упали, что ненормально. По логике, в таких условиях запасы, напротив, должны увеличиваться.

Когда запасы не восстанавливаются до оптимальных уровней — это становится дополнительным проинфляционным фактором. А у нас сегодня цены растут и так будь здоров как! Когда нет уверенности в том, что запасов хватает, это мотивирует продавцов к повышению цен на них. Растущая инфляция сегодня — это и следствие проблем с запасами, и их причина, потому что вероятность ускоренного роста цен стимулирует спрос на товары.

«Запасливый нужды не знает» — сегодня это не про российскую экономику. Если уже сегодня так «тряхнуло» по запасам, то чего следует ожидать во второй половине 2022 года, когда тот же Банк России прогнозирует существенное ухудшение экономической ситуации? Правда, выражается он на этот счет достаточно витиевато. К примеру, вот так: «…Несмотря на начавшееся постепенное изменение страновой и товарной структуры экспорта и импорта за счет поиска новых поставщиков и рынков сбыта, предприятия испытывают значительные затруднения в производстве и логистике».

Возьму на себя смелость перевести с центробанковского на простой человеческий язык приведенные выше слова, которые означают, что ничего хорошего в экономике России нет и вряд ли, судя по прогнозам, до конца года будет.

А насколько именно будет нехорошо — следим за запасами…

Последние новости