В первые дни после начала военной операции на Украине обвал рубля стал мощным символом вновь обретенной финансовой изоляции России.
Международные санкции против страны Владимира Путина опустили его до рекордно низкого уровня в 121,5 рубля за доллар, что вызвало воспоминания о том, как он пострадал во время российского финансового кризиса 1998 года.
Все выглядело настолько ужасно, что президент США Джо Байден заявил, что курс рубля превратился в «щебень»(‘Rubble’, Байден сказал, что курс рубля составляет 200 за доллар — прим. ProFinance).
Теперь, однако, это точно не так. Рубль полностью вернулся к тому уровню, который был до того, как Путин отдал приказ о начале спецоперации в Украине, увеличив свое недавнее ралли до уровня 74,2625 за доллар на ранних московских торгах в четверг.
Стало ясно, что, несмотря на невероятно широкий пакет санкций в отношении российского правительства и его олигархов, а также бегство иностранных компаний, действия в значительной степени беззубы, если иностранцы продолжат пожирать российскую нефть и природный газ — поддерживая рубль за счет накопления запасов путинской казны.
Несмотря на то, что Россия остается в основном отрезанной от мировой экономики, Bloomberg Economics ожидает, что в этом году страна заработает почти 321 миллиард долларов от экспорта энергоносителей, что более чем на треть больше, чем в 2021 году.
Быстрое восстановление рубля дает Путину крупную победу в России, где многие люди зациклены на взлетах и падениях валюты, даже несмотря на то, что в Украине идет не все так, как хотелось, а во всем мире растет возмущение по поводу действий Москвы.
«Для политиков это хороший пиар-инструмент, заявляющий, что санкции ни на что не влияют. И это поможет ограничить влияние инфляции», — сказал Гийом Треска, старший стратег Generali Insurance Asset Management по развивающимся странам.
В постсоветской истории России обменный курс рубля к доллару, возможно, был экономическим показателем, который больше всего волнует россиян. Курс транслировался обменниками, которые появились в каждом городе, став символом краха валюты, когда в начале 1990-х разразилась гиперинфляция. Рубль снова упал после дефолта в России в 1998 году.
Как только этот хаос утих, правительство отрезало три нуля. Затем, во время кризиса 2008 года, власти сожгли миллиарды долларов, чтобы замедлить падение валюты, отчасти для того, чтобы не напугать население и не спровоцировать бегство из национальных банков. Глава Банка России Эльвира Набиуллина решила рискнуть в 2014 году, когда санкции из-за присоединения Крыма и падения цен на нефть побудили ее перевести валюту в свободное плавание.
В ответ на введенные в этом году санкции Россия ввела меры по контролю за движением капитала, что, похоже, также поддерживает курс рубля. Это включает в себя замораживание активов, принадлежащих инвесторам-нерезидентам, и указание российским компаниям конвертировать 80% иностранной валюты, которую они получают от экспорта, в рубли.
Это заставляет некоторых наблюдателей сомневаться в значимости восстановления рубля до уровней до военной операции, которое также происходит на фоне самого низкого объема торгов за десятилетие. «Это не свободно плавающая валюта, учитывая все меры, введенные властями», — сказал Треска. Министр финансов США Джанет Йеллен заявила практически то же самое в среду, выступая перед Конгрессом, предостерегая от более глубоких заявлений о санкциях в связи с восстановлением рубля.
Тем не менее, трудно игнорировать спасательный круг, который другие страны бросают Путину, покупая нефть и газ его страны. Это дает России положительное сальдо по текущим операциям (экономический жаргон означает, что экспортируется больше, чем вы импортируете, что имеет тенденцию поднимать курс национальной валюты) и подрывает попытки применить против России санкции.
«Профицит счета текущих операций должен стать еще одним источником стабильности рубля», — сказал Брендан МакКенна, стратег Wells Fargo Securities LLC. «Если цены на энергоносители останутся высокими, а основные импортеры российских энергоносителей и товаров продолжат закупать, текущий счет должен остаться с профицитом».
России удалось стабилизировать местные рынки и даже предотвратить дефолт за границей – по крайней мере, на данный момент. Это означает, что если коалиция правительств, выступающих против Путина, захочет снова навредить рублю, ей, скорее всего, придется изменить курс. Буквально на этой неделе Казначейство США запретило выплаты долларовых долгов с российских счетов в американских банках, пытаясь заставить Россию истощить свои внутренние долларовые резервы или объявить дефолт.
«Поскольку российская экономика и финансовый сектор адаптируются к новому равновесию контроля над движением капитала, регулируемых цен и экономической автаркии, неудивительно, что некоторые внутренние рынки стабилизируются», — заявили экономисты Института международных финансов Элина Рыбакова и Бенджамин Хильгеншток. «Санкции стали движущейся целью, и со временем потребуются корректировки, чтобы они оставались эффективными».
Они указали на вероятность ужесточения финансовых санкций, возможно, даже отключения дополнительных российских учреждений от SWIFT, системы связи, которую банки используют для перемещения денег по всему миру.
Путин был вынужден изменить свою военную стратегию в Украине, перебросив войска из Киева после того, как ему не удалось захватить столицу. Исследовательская компания Tellimer Ltd. предостерегает от доверия рыночным ралли на фоне переговоров о потенциальном прекращении конфликта в Украине.
«Не покупайтесь на мирные переговоры, — сказал Пол Домьян, старший аналитик Tellimer. «Инвесторы должны быть очень осторожны в отношении рыночных ралли после новостей о мирных переговорах. Будет много ложных рассветов, поскольку мир отважно стремится положить конец этой войне».
Сидней Маки при содействии Шринивасана Сивабалана, Маркуса Вонга и Нетти Идаю Исмаила © 2022 Bloomberg LP