Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Вне зоны доступа: Кому откажут в безлимитных тарифах

Мобильным операторам рекомендовано ввести ограничения по использованию безлимитных тарифов. Чем это грозит российским абонентам, разбирался Лайф.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры) направило операторам мобильной связи ряд рекомендаций по поводу их деятельности. Среди прочего ведомство отметило необходимость равномерно распределить нагрузку на сети, а для этого ограничить предложение безлимитных тарифов. По мнению Минцифры, в течение последних лет у мобильных операторов накопилась критическая масса архивных тарифов, в том числе и с безлимитным доступом к интернету, и это создаёт высокую нагрузку в местах, где абонентам доступно подключение к проводным сетям связи.

Как пояснил Лайфу на условиях анонимности представитель компании МТС, изначально операторы рассчитывали совсем на другое послание из министерства и запрашивали снижение платы за использование радиочастот. А на сэкономленные деньги они планировали покупать подорожавшее технологическое оборудование, чтобы вовремя осуществлять его замену и не допускать сбоев в обеспечении связью россиян. Но Минцифры заявило, что причин для сбоев не видит, а буквально на следующий день компаниям-операторам поступили рекомендации сбалансировать объёмы потребляемого трафика абонентами. Как именно мобильные операторы будут реализовывать поступившие им рекомендации, собеседник Лайфа пояснить отказался, но намекнул, что, скорее всего, будет применяться та же схема, что и при прошлогодних ограничениях на безлимитный интернет.

Придётся знать меру

В конце ноября прошлого года "Билайн", МТС и Tele2 убрали из своих предложений опцию безлимитного интернета для новых абонентов. Правда, тарифные планы для уже подключённых тогда сохранили как есть. Тогда такой ход операторы объяснили тем, что, по их подсчётам, только 30% абонентов реально используют безлимитные тарифы и нуждаются в неограниченном трафике, а остальные якобы "забирают" в месяц всего 12 Гб и меньше, что полностью покрывается большинством других действующих тарифов, которые к тому же и более дешёвые.

Очень вероятно, что схема "оплатите пакет с определённым трафиком/минутами" будет применена и для исполнения нынешних рекомендаций Минцифры, — считает начальник аналитического отдела компании "Риком-траст" Олег Абелев. — Ведь такая система устраивает прежде всего самих операторов, которым будет намного проще формировать и новые, более дорогие пакетные предложения, и пытаться перевести на эти новинки уже существующих абонентов с архивными тарифами.

Но тут присутствует очень тонкий момент: дело в том, что подход к стимулированию перехода у разных операторов разный. Одни действуют по схеме "это урезаем, но даём другое" (как правило, такие предложения касаются изменения баланса между минутами и интернет-трафиком), а вот другие просто шлют "СМС счастья" с уведомлением, что, мол, тарифный план закрывается и теперь для абонента будет действовать новый, который дороже примерно на 5–10%.

Минцифры обещает, что совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) будет контролировать рост цен на тарифы сотовой связи, однако никаких реальных механизмов контроля со стороны министерства пока не анонсировано. Более того, что будет считаться завышенными ценами — тоже нигде не упоминается.

Урезанный пакет услуг или действующий тариф

Само собой, возможности операторов по исполнению рекомендаций Минцифры не ограничиваются безусловной ликвидацией безлимитных тарифов.

Очень может быть, что полный безлимит уберут только с дорогих тарифных планов, это вполне логично с экономической точки зрения, — пояснил старший юрист компании "Европейский дом права" Залимхан Магомедов. А по остальным, более дешёвым пакетам, как маркетинговый ход могут даже оставить слово "безлимит" в названии тарифного плана, но по факту, например, введут ограничения на количество минут вне сети оператора и на скорость интернета. Такая мера тоже приведёт к экономии ресурсов оператора, а вот любителям просмотра видео с котиками придётся искать места с бесплатным Wi-Fi.

Конечно, простого обывателя в первую очередь интересуют не варианты замены, а возможность сохранения действующего тарифа. Ведь, как бы ни рекламировались операторами их новые предложения, как правило, они все дороже. И самое неприятное для любого россиянина то, что в большинстве случаев вариант с увеличением платы не предлагается как возможность, а устанавливается как одностороннее решение поставщика услуг связи.

К сожалению, такие действия операторов закону не противоречат (имеются в виду закон 126-ФЗ "О связи" и "Правила оказания телематических услуг", утверждённые постановлением Правительства РФ № 575. — Прим. Лайфа). Во всех договорах, которые заключают операторы при оформлении SIM-карты, есть пункт о согласии абонента с возможностью односторонних изменений условий предоставления услуг. Но большинство граждан договоры читать не привыкли, поэтому к перемещению их тарифа в архивные они не готовы морально, пояснил адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив.

Правда, строго по букве закона оператор обязан уведомить своего абонента минимум за десять дней до перевода на другой тариф и получить согласие на изменения. И вот тут есть два момента:

Первый: в качестве согласия оператор может трактовать не только слово "согласен", но и "да" и "хорошо", поэтому при диалоге с сотрудником нужно всегда следить за своей словесной реакцией. Если в ответ на фразу "вам рассказали о подключении нового тарифа, вас устроили объяснения" прозвучит "да", то все остальные слова будут уже неактуальны. Вас, скорее всего, сразу переведут на новый тариф.

Второй: если вам тем или иным способом пришло уведомление о переводе на новый тариф и вы в течение десяти дней не выразили своего несогласия с изменениями и продолжаете пользоваться связью, то это фактически означает согласие с новыми условиями.

Варианты выбора тарифа сотового оператора

На самом деле их всего два.

  • Получив звонок или СМС с уведомлением об изменениях, имеет смысл сравнить условия двух тарифов — действующего и предлагаемого ему на замену. Для этого зайдите в личный кабинет в приложении своего оператора и посмотрите детализацию, сравните объёмы минут и интернет-трафика с новым предложением.

Если изменения в цене минимальны, а объём предоставляемых услуг, которыми вы пользуетесь, будет больше, то имеет смысл согласиться на переход. Но чаще случается, что предлагаемый оператором новый тариф может совсем не устраивать.

  • Побороться за сохранение действующего тарифа. Тут шансы 50/50. И вот какие шаги придётся предпринять.

Во-первых, нужно обратиться к оператору, и для исключения вариантов "неверного" информирования, за которое после никто не ответит, придётся идти в ближайший офис продаж. Очень возможно, что, выслушав вашу претензию, вам предложат альтернативу, которая вас устроит. Например, известны случаи, когда переход на новый тариф осуществляется с предоставлением скидки. Но так бывает не у всех, поэтому потребуется следующий шаг.

Во-вторых, готовится письменное обращение к оператору, которое нужно либо отправить Почтой России с уведомлением о вручении, либо лично отнести в головной офис и получить отметку о вручении. Скорее всего, в течение 30 календарных дней вам поступит ответ с другим предложением, вполне возможно, что условия окажутся выгодными. Если нет, то следующий этап — поход в суд, где придётся доказывать, что оператор существенно ухудшил условия ранее заключённого договора. Судебная практика по таким искам очень разнообразная, но, может быть, вам повезёт.

Последние новости

© Audit-it.ru, 2013 - 2022 Реклама на сайте
или оставьте свои отзывы и предложения
Для iOS:
Для Android: