Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Экономисты поспорили о последствиях "национализации" зарубежных компаний в России

Несколько дней в высших эшелонах власти идут разговоры о переводе под внешнее управление производств и филиалов зарубежных компаний в России - тех, которые объявили об уходе с российского рынка. Однако многие эксперты считают, что просто перезапустить иностранные производства своими силами не получится. Мы имеем дело со сложным технологическим процессом, который завязан на множество элементов.

Главная тема последних дней – уход с российского рынка американского ресторана быстрого питания. Часть экспертов считает, что сегодня создать фастфуд можно и своими силами, однако доктор экономических наук, заслуженный экономист России Сергей Калашников уверен, что это невозможно. Об этом он рассказал в ходе пресс-конференции в пятницу, 11 марта.

– Это определенная вкусо-организационная структура, которую, к сожалению, другими элементами заменить невозможно, хотя все продукты наши, технологии известны, - считает Калашников.

Спорит с собеседником Игорь Бухаров, руководитель Федерации рестораторов и отельеров России: по его словам, проблему отсутствия американских котлет не стоит преувеличивать, хотя определенный культурный феномен здесь действительно существует – этого нельзя не замечать.

– Я не вижу необходимости именно этот фастфуд заменять: за 32 года в Москве научились делать бургеры, у нас много собственных бургерных. Я не уверен, что это нужно перехватывать так же, как в 1917-18 году, когда советская власть перехватывала фабрики и заводы тех, кто покидал Россию. Главное, чтобы фастфуд выполнил свои обязательства перед всеми сотрудниками, ну а дальше рынок сам разберется, - высказывает свою позицию эксперт.

Он подчеркнул, что среди ресторанов изначально американской сети быстрого питания практически нет таких, которые работали бы по франшизе, в отличие от других иностранных кафе и ресторанов. По его словам, те франчайзи, которые вложили деньги, наверняка будут развивать свои предприятия и дальше – тем более, что оборудование, которое необходимо для фастфуда, выпускается и на территории Российской Федерации.

– Да, вкус блюд будет немного другим, но я не вижу такой уж катастрофы. Если кому-то нужен бургер, они найдут его без всяких проблем в любом кафе на территории России. Тем более, что там работают преимущественно студенты, которые без проблем найдут себе место официанта в другом месте, резюмировал Бухаров.

Действительно, открыть одно кафе вместо другого – казалось бы, невеликая проблема, однако это лишь вершина айсберга. Экономист Владислав Жуковский, член президиума Столыпинского клуба, назвал грядущие проблемы с финансами и предприятиями «ядерными экономическими ударами». По его словам, когда мы говорим об уходе с рынка западных компаний, мы смотрим на проблему не под тем углом – волноваться нужно не о вкусе бургеров, а о грядущей безработице.

– Проблема не в том, нужны ли нам эти компании. Проблема в огромном количестве рабочих мест: сейчас из России уходят 180-200 компаний, а это потери рабочих мест примерно для 16 миллионов человек – все те, которые так или иначе связаны с бизнесом.

Должна работать вся производственно-технологическая цепочка, а поставщики из третьих стран должны согласиться поставлять туда материалы. Здесь есть юридические риски, никто не хочет попасть под вторичные санкции.

Не факт, что это сможет просто функционировать – не говоря уж об удержании стандартов качества и сервиса. Это уйдет на второй план, т.к. покупательная способность россиян неизбежно снизится. Падение экономики будет на 20% или больше – зависит от действий властей, рост безработицы мы ждем почти в двукратном размере. Лично я ожидаю не менее 13 миллионов безработных. И пока что обещания властей и их план не внушают оптимизма, объяснил Жуковский.

По его словам, покупательная способность россиян снизится уже в ближайшее время, и большая часть людей будет занята заботами о том, как просто накормить себя, а не о том, как получить привычный уровень сервиса. Жуковский подчеркивает, что сделки по национализации – если они состоятся! – могут быть признаны незаконными на Западе, и тогда российские предприниматели рискуют потерять свои зарубежные активы.

Жуковский подчеркнул: не стоит скептически оценивать потери от ухода с российского рынка многих зарубежных компаний по производству одежды, даже если «российские модельеры тоже умеют шить». Дело в том, что уходящие бренды масс-маркета работали в ценовых сегментах ниже среднего – позволить себе одеваться там могли те самые россияне, чьи доходы стремительно падали в последние годы. Поэтому потерю ощутит на себе не только «московский креативный класс», но и абсолютно все слои населения.

– Мы часто произносим слово «национализация», но мало кто понимает, о чем на самом деле идёт речь, говорит Сергей Калашников, - Внешнее управление и национализация – это две совершенно разные вещи, никак не стыкующиеся.

Национализация предполагает отъем собственности, а внешнее управление – это перехват функционального управления, которое может осуществляться на разном уровне. Оно может быть технологическим, экономическим, директивным. Понятно, что эффект от этих действий будет разный.

«Нарушение права собственности – это серьезная вещь, которая закрывает нашей стране возможность того, что сюда пойдут инвестиции в дальнейшем. К нам просто не вернутся», высказался экономист.

Последние новости