Беда, как известно, не приходит одна. Вдобавок к уже введенным антироссийским санкциям, американские политики задумали исключение нашей страны из ВТО – Всемирной торговой ассоциации. И запрет на импорт российской нефти. По их мнению, такие меры еще больше изолируют Москву от мировой экономики.
Накануне вечером 8 марта президент США свое обещание про нефть и энергоносители-таки сдержал. Это, несомненно, вызовет очередной виток роста цен на топливо во всем мире.
Чем грозит нам выход из ВТО и какое влияние это окажет на нашу свободу торговли с миром?
Дело в том, что из ВТО мы и сами давно хотели бы уйти. В последний раз такую отчаянную попытку предпринимали коммунисты в 2017 году, внеся в Госдуму соответствующий законопроект. По их подсчетам, никаких таких преференций ВТО России не дала, от нее сплошные убытки. К 2020 году, по мнению аналитиков, «свободная мировая торговля» должна была принести для отечественной экономики 12-14 млрд долларов убытка.
Да и в целом равноправия не получилось. В 2014 году страны-члены ВТО объявили нам экономические санкции, что в корне противоречит уставу организации. Который предусматривает свободную торговлю, без всяких препон.
Так стоит ли овчинка выделки?
Напомним, что официально Россия стала членом ВТО в 2012 году, а вопрос дебатировался аж с 1993 года. Горячие сторонники убеждали, что членство даст заметное удешевление импортной продукции. Тогда еще никакой программы импортозамещения не было, много товаров ввозилось из-за рубежа, и перспектива «жить, как весь мир» нам, безусловно, импонировала. Особенно в той ее части, где говорилось об отмене ввозных пошлин, в результате чего сильно подешевеют иномарки.
Противники этой идеи предсказывали катастрофу, в прямом смысле похороны отечественного производителя, поскольку ВТО подразумевает жесткую конкуренцию продукции с лучшими мировыми брендами. И если мы им в чем-то уступаем (а России всегда брала не качеством, а количеством), то доступа к мировым рынка мы не получим.
Особенно беленились аграрии, ожидавшие краха села. Ведь мы не конкуренты западным фермерам, будем есть дешевые окорочка Буша, поддерживать заокеанских производителей, а свой собственный крестьянин окончательно загнется…
В общем, в силу ряда причин, рядовые россияне ничего не выиграли от вступления в ВТО. Мерседесы и Тойоты не подешевели (сегодня они вообще становятся музейной редкостью), а цены на те же продукты растут прямо на глазах.
Так что печалиться, если Россия сделает ВТО ручкой?
А вот по ввозу российской нефти американцы перешли от слов к делу.
- Джо Байден уже объявил такой запрет – на импорт всех энергоносителей из России: нефти, сжиженного газа, угля, - поясняет Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. - И призвала другие страны последовать ее примеру.
- Учитывая объемы таких ресурсов из России, подобные санкции для всего мира, наверное, катастрофа?
- Почему? Любая страна, когда вводит санкции, все внимательно просчитывает. Великобритания заявила, что введет такие санкции в течении года, но мы ей поставляем небольшие объемы. Страны Евросоюза тоже декларируют, что поддержат Америку, но со временем. Пока не знают, чем заместить поставки из России.
В США наш экспорт энергоносителей небольшой, около 17 млрд долларов. Для Америки отказ некритичен. Хотя стоимость бензина на АЗС там уже выросла – вот последствия введенных ею санкций. Она гордилась тем, что там стоимость бензина на заправке дешевле, чем в России. Сейчас литр топлива стоит 1,1 доллара. Посчитайте по курсу сколько это в рублях – примерно 110 рублей, даже если брать по старой котировке – около 80 рублей..
За все расплачиватея покупатель. А цены на нефть в мире будут расти к историческим рекордам.
- Наш бюджет от нефтедолларов упадет?
- В объеме да, а вот за счет того, что стоимость всех энергоносителей в последнее время здорово выросла, то выручка будет выше.
- Мы все время говорим газ, газ… Про нефть вспоминаем крайне редко. Почему?
- С точки зрения валютных поступлений от нефти, они в разы больше, чем от газа. И налогов от ее продажи больше. Просто «голубое топливо» в силу своей специфики на европейском континенте сильно политизировано. Любой шаг Газпрома воспринимается как «оружие Кремля». А нефть в этом плане более нейтральная, про нее вспоминают редко, только при форс-мажорных обстоятельствах.