Американская финансовая корпорация Morgan Stanley считает, что Россия уже в ближайшие месяцы рискует оказаться в ситуации дефолта. По прогнозам аналитиков, уже 15 апреля страна может потерять платежеспособность, пишет Bloomberg.
По сценарию Венесуэлы
Шансы на то, что Россия способна погасить внешний долг, уменьшаются по мере падения цен на облигации, надвигающейся рецессии и разрушительного воздействия санкций, введенных после начала российской спецоперации на Украине. «Мы считаем дефолт наиболее вероятным сценарием», — написал один из руководителей Morgan Stanley, специалист по кредитованию развивающихся рынков Саймон Уэвер.
Он сравнил перспективы России с Венесуэлой, которая уже несколько лет испытывает тяжелейший экономический кризис, сопряженный с гуманитарной катастрофой.
В середине апреля заканчивается 30-дневный льготный период по купонным выплатам, которые российское правительство должно перечислить держателям облигаций с погашением в 2023 и 2043 годах.
Дефолт может быть вызван нежеланием российских властей платить иностранным кредиторам, которые объявили санкции против России, а именно США, Франция, Япония, Германия, Великобритания, Австрия и Канада. Из-за этих ограничений заморожено около половины активов Центробанка РФ ($368 млрд). Доступными остаются $272 млрд. Поэтому, как признает глава ЦБ Эльвира Набиуллина, у Центробанка сейчас ограниченные возможности для интервенций, необходимых для защиты национальной валюты от падения.
Помимо Morgan Stanley о дефолте предупреждает рейтинговое агентство Fitch, которое понизило рейтинг страны до преддефолтного уровня «С», означающего его неизбежность. Кроме того, ужесточение санкций и предложения ограничить экспорт энергоносителей «увеличивают вероятность политического ответа России, в том числе выборочного невыполнения своих обязательств по суверенному долгу», говорится в релизе агентства.
Россия на уровне «мусора»
На прошлой неделе крупнейшие рейтинговые агентства S&P, Fitch и Moody's еще до выводов Morgan Stanley понизили суверенные рейтинги России. Они отметили, что санкции в отношении страны вызывают опасения в обслуживании Россией долговых обязательств.
Кредитный рейтинг — это мнение рейтингового агентства относительно общей кредитоспособности заемщика или кредитоспособности заемщика в отношении конкретных долговых обязательств, основанное на оценке факторов риска. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам / вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств.
С начала спецоперации в Украине часть резервов Банка России была заморожена из-за санкций, ряд крупнейших банков попали в список SDN, что делает их фактически изолированными от финансовой системы западных стран, эти же банки будут отключены от системы SWIFT.
Запрет США на транзакции с участием Минфина, ЦБ и Фонда национального благосостояния и заморозка долларовых резервов ЦБ уже затруднили техническую возможность выплат по обязательствам России в иностранной валюте.
«Военный конфликт на Украине спровоцировал введение нового раунда санкций странами G7, в том числе, в отношении валютных резервов Банка России, — отмечают эксперты агентства S&P. — Это делает существенную часть резервов недоступной, что отрицательно скажется на способности ЦБ служить кредитором последней инстанции, а также подрывает то, что до недавнего времени было основой кредитоспособности России — ее чистую валютную позицию».
К подобному выводу пришли и эксперты агентства Moody’s, которое и вовсе понизило суверенный рейтинг России с «мусорного» уровня B3 до преддефолтного Ca. Это означает, что есть некоторая вероятность выплаты основной суммы долга и процентов по нему, хотя долговые обязательства крайне близки к дефолту. Риск наступления дефолта значительно вырос, показатель «вероятной выплаты долга» колеблется в диапазоне от 35% до 65%.
«Умножайте кризис 98-го года на три»
Российский миллиардер Олег Дерипаска призывает политиков к скорейшему урегулированию конфликтов, отмечая, что «точка невозврата уже пройдена». Дерипаска считает, что Россию в ближайшие три года ждет жесточайший кризис, который ударит по стране в три раза сильнее, чем дефолт 1998-го года.
«Если произойдет дефолт, то он случится не по экономическим причинам, а скорее по политическим. И если продолжится сценарий конфронтации и отсутствия деэскалации, нынешний кризис будет хуже. Потому что в 1998 году после обрушения экономики и объявления дефолта мы оказались "на дне", и дальше нужно было подниматься наверх. Куда сейчас ведет дорога — непонятно», — считает глава инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов.
Немаловажный фактор, который «вытягивает» деньги из России, — массовый уход из страны зарубежных компаний. Их число в 2022 году в разы превышает уровень 1998-го. Таким образом, восстановление привычной экономической жизни действительно может затянуться на долгие годы, в зависимости от темпов снятия санкций.
Повторится ли сценарий 1998-го?
Финансовая возможность заплатить по обязательствам у России все-таки есть. Для этого страна много лет копила резервные деньги, которые экономисты называли сбережениями на «черный день». Несмотря на замороженные средства ЦБ за рубежом, остаются ресурсы на казначейских счетах в виде свободных остатков, а также резервный фонд правительства.
Сейчас речь идет скорее не о самой способности заплатить, а о желании сделать это. Оценки этого желания не связаны с материальным положением, а связаны с изменившимся позиционированием России на международной арене.
Но дефолты бывают разные. Например, реальный и технический. Реальный дефолт случился в России в 1998-м году, потери оценивались для отечественной экономики в десятки миллиардов долларов. Слабая экономика и управленческие ошибки внутри страны, по которым с двойной силой ударил экономический кризис в юго-восточных странах 1997 года, а также резкое падение цен на нефть и отсутствие новых вкладчиков — все это привело к неизбежности девальвации рубля.
Технический дефолт — ситуация, при которой заемщик нарушил договор займа, не осуществив очередной платеж. То есть дефолт возникает не по причине отсутствия у денег, а из-за отсутствия возможности оплаты.
Любой кризис имеет схожие параметры: сжатие экономики, скачок инфляции, падение рубля и фондовых рынков. В сознании россиян происходящее сейчас неизбежно сравнивается с кризисом 1998-го года. Однако дать ответ на вопрос, пойдем ли мы по тому сценарию, пока трудно, говорят экономисты. Сейчас, по их мнению, речь идет скорее о техническом дефолте.
Проще говоря, некоторые российские заемщики не смогут рассчитаться с иностранными кредиторами не потому, что у них нет денег, а потому что ряд банков, в которых эмитенты обслуживались, отключены от SWIFT (особенно те, которые попали в жесткий санкционный список), и платежные системы отключены. Сложившиеся условия, в которых иностранные инвесторы не получают выплаты, зависят не от заемщика — Минфина, а от его партнера в лице ЦБ. Из-за ограничений время выплат может затянуться, но кредиторы, скорее всего, все равно получат свои деньги, если в российской экономике не случится еще большего обвала. Сейчас все усилия правительства прилагаются к тому, чтобы нормализовать и привести в рабочее состояние в первую очередь внутреннюю финансовую систему и все, что с этим связано.
Масштабный дефолт подобный 1998-му году в нынешней ситуации маловероятен, объясняет главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. При этом риск технического дефолта по отдельным обязательствам велик. «Технический, вызванный геополитическими рисками, дефолт по отдельным выпускам, в первую очередь валютным, конечно, будет. Мы уже видели новости о том, что Минфин хочет заплатить, но не может. Но именно дефолта как неспособности платить по долгам, не как факта, касающегося конкретного выпуска российских или иностранных облигаций, я не жду», — говорит Надоршин.
С госдолгом у России не все так плохо, его совокупный объем на начало текущего года составил чуть выше 21 триллиона рублей (15,8 % ВВП). Для сравнения, госдолг США сегодня оценивается в 28 трлн долларов (101% ВВП). Можно полагать, что именно поэтому российские власти и лично президент Владимир Путин на всех совещаниях и выступлениях с гордостью повторяли мантру о низком государственном долге страны.
На днях Путин подписал указ, разрешающий российским должникам выплачивать крупные долги кредиторам из «недружественных» стран в рублях. Речь идет о долгах, выплаты по которым превышают 10 миллионов рублей в месяц или валютный эквивалент этой суммы по официальному курсу ЦБ на 1 число каждого месяца. Иными словами, на претензии кредиторов Россия сможет ответить рублем в прямом смысле слова.
«Синонимичное дефолту состояние» России будет касаться преимущественно иностранных инвесторов, для российских граждан такая ситуация не создает дополнительных рисков», комментирует Софья Донец из «Ренессанс Капитала» и объясняет, что дефолта перед внутренними заемщиками в России не будет: «Все, что внутри в рублях обслуживается, будет внутри в рублях обслуживаться. Люди, которые вложились, банки и их вкладчики, не должны пострадать».
Геополитика важнее долгов
Однако в случае технического дефолта отельная группа россиян все-таки может пострадать. Речь идет о резидентах, которые инвестировали через иностранные компании. Эти компании, в свою очередь, покупали российский долг и как раз сейчас не смогут получить выплаты по таким облигациям.
Таким образом, экономисты сходятся во мнении, что у России есть деньги погасить свои долги. Но несмотря на резервы и возможности справляться с финансовыми обязательствами, главным фактором, как показывают последние две недели, все равно остается геополитика. Когда стороны конфликта весьма категоричны в своих словах и действиях, вариант отказа от своих обязательств не выглядит убедительным на сто процентов. То, что раньше казалось невозможным в российской экономике, воплотилось в реальность всего за несколько дней.
Россия теперь — страна, находящаяся под самым большим количеством санкций в мире. Она обошла Иран и Северную Корею, следует из подсчетов санкционной базы данных Castellum.ai.