Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Как авиакомпании РФ смогут работать в условиях санкций? Придется отдать часть самолетов, но это не помешает сохранить транспортную доступность регионов России.

Российские авиакомпании после запрета ЕС на поставки самолетов попытаются найти новых партнеров, сохранить часть контрактов с лизингодателями и освоить ремонт воздушных судов, рассказали «Известиям» эксперты и участники рынка. Часть флота отдать всё же придется, но закрытие воздушного пространства Европы не будет критичным, пока открыты рейсы в Турцию и Египет, отметили специалисты. Кроме того, Россия может ввести ответные контрсанкции — не только в части зеркального запрета на пролет над своей территорией, но и на поставки титана и палладия.

Жесткий запрет

Совет ЕС 26 февраля в качестве санкционных мер из-за военной операции России на Украине запретил продажу и поставки воздушных судов и запчастей к ним для отечественных авиакомпаний, а также оказание любых страховых или перестраховочных услуг на эти самолеты. Кроме того, Евросоюз ввел запрет на проведение ремонта и модификацию этих судов. В документе ЕС уточнено, что такая мера распространяется на любые самолеты, независимо от того, произведены ли они на территории стран Евросоюза или нет.

«Этот запрет ухудшит один из ключевых секторов экономики России и связанность страны, поскольку три четверти нынешнего коммерческого воздушного флота России были построены в ЕС, США и Канаде», — сказано в сообщении.

Запрет распространяется и на действующие лизинговые контракты. При этом ЕС дал отсрочку своим компаниям до 28 марта завершить обслуживание этих договоров и вернуть самолеты владельцам.

В России большая часть флота — самолеты иностранного производства: Boeing, Airbus, Embraer и Bombardier. По данным Росавиации, это около 750 самолетов из 980 лайнеров в эксплуатации всего.

По данным источника «Известий» среди авиаконсультантов, примерно 81% летающего в России флота принадлежит лессорам из Ирландии, 7% — из Кипра, по 2–3% — из Турции и с Бермудских островов. Также в РФ летают самолеты, принадлежащие лизингодателям из Кении, Бельгии, Канады, Люксембурга, Мальты, Новой Зеландии, Британии и Швейцарии, добавил собеседник. Запрет ЕС теоретически распространяется только на компании из Евросоюза, сказал источник «Известий» в одной из авиакомпаний.

В Airbus «Известиям» сообщили, что будут действовать в соответствии с применяемыми санкциями и регламентами, но будут стараться «минимизировать их влияние на деятельность компании».

Представитель Boeing в России и СНГ сообщила, что компания также следит за ситуацией, юристы изучают все риски.

27 февраля у первой российской авиакомпании начали забирать самолеты, оказавшиеся за границей. Первым стал грузовой борт Boeing 777-300ER авиакомпании Nordwind Airlines, который следовал маршрутом Хабаровск–Мехико. Как рассказала «Известиям» гендиректор аффилированного с компанией туроператора Pegas Touristik Анна Подгорная, страховка самолета была аннулирована из-за санкций Евросоюза, поэтому самолет теперь заберет лизингодатель. По данным портала airfleets.net, самолет принадлежит дубайской компании Dae Capital.

Иностранный лизингодатель заберет три самолета Boeing 737-800 у российского лоукостера «Победа» из-за санкций Евросоюза, сообщил «Известиям» источник в группе «Аэрофлот».

— Три самолета у нас забирают. Один сейчас находится в Турции, пассажиров с этого рейса вывезет обратно в Москву другой борт, — сказал собеседник издания.

Два других самолета, которые заберет лизингодатель, находятся в России, уточнил он.

В авиакомпаниях пока не готовы комментировать новые санкции ЕС. Об этом заявили «Известиям» топ-менеджеры в «Аэрофлоте», «Уральских авиалиниях», «Атране» (входит в крупнейшую грузовую группу «Волга–Днепр»). Один из них добавил, что сейчас документы ЕС изучают юристы.

В Минтрансе 26 февраля прошло совещание на тему новых санкций, на него были приглашены представители авиакомпаний, Минпромторга, сообщили «Известиям» участники совещания. По данным источника в одной из лизинговых компаний, сейчас перевозчики анализируют, смогут ли они обслуживать самолеты в условиях санкций.

— Прорабатываются разные варианты того, как обеспечить поддержание летной годности в соответствии с требованиями производителя, — пояснил собеседник.

В другой компании отметили, что ожидают сообщений от лизингодателей с требованием «заземлить» самолеты.

В Минтрансе и Росавиации отказались от официальных комментариев. Источник в Федеральном агентстве воздушного транспорта сказал «Известиям», что утром 28 февраля в Минтрансе состоится совещание, на котором среди прочего, как предполагается, будет обсуждаться и вопрос взаимодействия с иностранными лизингодателями.

Хватит на год

Ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко не верит в шансы на то, что самолеты от иностранных лизинговых компаний останутся в парке российских перевозчиков.

— Ведь MRO (техобслуживание и ремонт) двигателей происходит не в России. То есть можно оставить самолеты в России, но двигатели на ремонт всё равно придется вывозить. Поэтому такой расклад [не выполнять требования лессоров и оставить самолеты в парке] может дать фору от силы в год, — говорит эксперт.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что теперь российской авиации предстоит выстроить новую, национальную систему подтверждения безопасности полетов, поддержания летной годности судов.

— Элементы будут те же самые (сертификация авиарегулятором), но Россия не будет пытаться подтверждать соответствие этой национальной системы требованиям наших контрагентов. Для этого предстоит назначить, сертифицировать компании, которые наделят полномочиями по сопровождению эксплуатации иностранных воздушных судов. Аналогично тому, как в свое время ЭМЗ им. В.М. Мясищева (филиал ПАО «Ил») назначили заниматься сопровождением самолетов украинского производства, на которых в России летают госструктуры, — объяснил эксперт.

Российским авиаторам также предстоит самим освоить ремонт самолетов, найти альтернативные каналы поставок запчастей и ускоренными темпами решать вопросы с импортозамещением компонентов российских SSJ-100, МС-21 и других моделей, сказал Олег Пантелеев.

По словам эксперта, сейчас в первую очередь власти должны определиться, куда нам нужно летать, опираясь на российский внутренний рынок, чтобы сохранить транспортную доступность регионов, а также сформировать пул самолетов, которые нужно будет вернуть лизингодателям.

— Например, чтобы летать из европейский части страны на Дальний Восток, на ближайшее время может оказаться достаточно самолетов Boeing 747 и Boeing 777, принадлежащих сегодня российской «ВТБ-лизинг» и эксплуатируемых авиакомпанией «Россия», — сказал Олег Пантелеев.

При этом парк широкофюзеляжных A350, вероятно, стоит возвратить владельцам: эти самолеты в России эксплуатирует только «Аэрофлот» (шесть штук), этот флот очень мал, чтобы осваивать его эксплуатацию самостоятельно и на их обслуживании «мы точно споткнемся», добавил он.

Сегодня, согласно подсчетам «Известий» на основе данных авиакомпаний, в свободном доступе у перевозчиков примерно 207 самолетов, на которые не могут быть распространены ограничения. 31 судно находится в лизинге у российских лизинговых компаний. 24 — в собственности Utair. В парке АК «Россия» — 67 Sukhoi Superjet, у Red Wings — 15, у «Аэрофлота» — девять, у «Ямала» и «Азимута» — по 15, у «Якутии» и «Алросы» — по пять, 21 SSJ и Ан-24/26 — у «ИрАэро». Кроме того, еще некоторое число судов в лизинге не от европейских компаний.

Закрытая Европа

Европейские страны 26 и 27 февраля попеременно стали закрывать или анонсировать закрытие воздушных пространств над своими территориями для пролета российских авиакомпаний. Вечером 27 февраля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что Евросоюз намерен полностью закрыть свое воздушное пространство для России.

Авиавласти РФ действовали зеркально и также стали закрывать воздушное пространство для стран, которые первыми запрещали полеты российских самолетов.

Олег Пантелеев напомнил, что уже в 2021 году на внутренний авиатрафик пришлось около 80% пассажиропотока российских авиакомпаний (87,5 млн человек). Причем львиную долю международки давали Турция, Египет, ОАЭ и другие курортные направления.

— Пока нет проблем с авиасообщением с Турцией, международный сегмент перелетов будет жить. Да, бизнес-модель «Аэрофлота», летающего между Азией и Европой и в города Европы из столицы, умерла. Но пункты назначения в Европе уже и так утратили актуальность вне зависимости от решений о закрытии неба, — сказал эксперт.

По его словам, рисков закрытия авиасообщения с Калининградом также нет — туда можно летать по коридору над нейтральными водами Балтики, вдоль Финского залива, в облет Латвии, Литвы и Эстонии.

Дольше и дороже

Застрявшим за границей туристам, особенно в уже закрытых странах, эксперты советуют прежде всего не паниковать и установить приложение МИД РФ «Зарубежный помощник». Сейчас горячие линии Ростуризма, МИДа, Минтранса, Росавиации и ОНФ собирают всю информацию о проблемах россиян, которые на смогли вылететь из-за рубежа.

Практические рекомендации для путешественников зависят от того, как именно и в какой стране был организован отдых.

— Продлением брони в гостиницах организованных туристов занимаются туроператоры, они же ищут альтернативные варианты перелета, — рассказал «Известиям» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин. — Пока эти варианты есть, с учетом того что еще не объявлена полная блокада воздушного пространства. Остается возможность перелета через Стамбул, Дубай, Абу-Даби, Доху — те аэропорты, которые осуществляют транзитный разлет по всему миру. Однако продолжительность многих рейсов уже увеличена — для европейских в среднем на полтора часа.

Что касается самостоятельных туристов, им надо знать, что по отмененным рейсам авиакомпании (и российские, и зарубежные) делают полный возврат денег по всем видам тарифов, включая невозвратные, или переоформление на другие маршруты и даты. Если они вынуждены сдать билеты и искать другие варианты, надо понимать, что полет будет дороже и дольше, особенно для стыковочных рейсов.

Но есть и категория граждан — не туристов, которым нужно в ближайшее время отправиться за границу. Им эксперт посоветовал поспешить с перелетом.

— Если вам нужно будет находиться в другой стране продолжительное время, то поездку туда стоит совершить сейчас. Если с туристическими целями, то можно отправляться в открытые страны, по которым нет вообще никаких ограничений, — сказал Дмитрий Горин.

В любом случае в поездку следует брать с собой наличные, посоветовал эксперт.

По его словам, в большинстве случаев закрываются те страны, которые и не открывались для туристов. Исключения составляют, например, Словения, Великобритания, Болгария.

Вопрос о том, сколько именно российских туристов остается в странах, закрывших для России свои воздушные пространства, пока остается без ответа. Дмитрий Горин назвал цифры только по Болгарии — там около 500 организованных туристов и не менее 10 тыс. остальных россиян — не только путешественников. Многие из них, вполне возможно, и не собираются сейчас возвращаться в Россию. «Известия» направили запрос в Ростуризм.

Возможные контрсанкции

Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий напомнил, что Россия в ответ на действия Евросоюза может ввести ответные контрсанкции против западных партнеров.

— Самое реальное, что могут сделать, — перестать поставлять титан для производства Boeing. Это будет самым болезненным. Также есть вероятность запрета пролетов для иностранных перевозчиков по транссибирскому маршруту над территорией России. При полетах в Китай, на Дальний Восток это будут дополнительные несколько часов лета, дополнительная посадка в Казахстане или Пакистане, что увеличит от 30 до 50% прямых расходов на рейс. Это эквивалентно десяткам миллиардов долларов дополнительных расходов, — сказал эксперт.

Эта контрмера скажется и на потребителях, ведь грузовые авиакомпании на этом маршруте везут товары из Китая в Европу и обслуживают огромную долю неоптовой e-commerce. Однако Александр Ланецкий не исключил, что власти РФ могут запретить пролет над Россией только для европейских перевозчиков и оставить такую возможность для китайских.

В «ВСМПО-Ависма», крупнейшем поставщике титана для мировой аэрокосмической отрасли, отказались от комментариев.

«Известия» направили запросы в пресс-службы правительства, а также в Минпромторг и РЖД.

Последние новости