Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Доллар за 100 рублей: эксперты назвали условия. Геополитика и угроза санкций влияют на курс национальной валюты гораздо сильнее, чем дорогая нефть.

Фундаментальные рыночные факторы, ранее оказывающие существенную поддержку российской валюте, постепенно перестают действовать. Нефтяные котировки, дошедшие до локальных рекордов, не способны как и ранее привести к росту курса «деревянного». Более того, по мнению экспертов, даже стоимость барреля в $100, с которой мировой энергетический рынок может столкнуться в самое ближайшее время, вряд ли послужит стимулом для укрепления позиций отечественных денежных знаков. Поэтому нельзя исключать, что геополитическое напряжение и возможные санкционные осложнения скоро загонят доллар выше «стольника».

Фондовый рынок России готовится к очередным сезонным качелям. Накопившиеся проблемы на геополитическом пространстве тесно перетасовываются с мировыми экономическими неурядицами, что приводят к не всегда предсказуемому, а иной раз даже абсурдному поведению международных биржевых спекулянтов и инвесторов. С одной стороны, котировки российского сорта нефти Urals впервые за восемь лет поднялись выше $90 за баррель, превысив цены на самую популярную у импортеров североморскую смесь Brent. На первый взгляд подобная динамика должна была обязательно привести к укреплению российской валюты, стоимостное положение которой во многом поддерживается углеводородными факторами. Но ничего подобного: котировки доллара за последние два месяца поднялись с 69-и до 75-и рублей. В ряде случаев стоимость «зеленого» превышала 80 рублей, что полностью опровергало зависимость «деревянного» от сырьевого аншлага на биржах.

По словам доктора экономических наук Игоря Николаева, подобная непоследовательность объясняется геополитическим подтекстом, который в настоящее время все чаще обуславливает поведение международных инвесторов. «Состоявшиеся не так давно переговоры Владимира Путина с президентом Франции Эммануэлем Макроном, длившиеся более пяти часов, принесли определенный позитив в отношении безопасности европейского континента. Тем не менее, основные интересы инвесторов все же лежат не в политической, а в экономической плоскости», — полагает собеседник «МК».

Причем, энергоресурсы в обозримом будущем все реже будут предоставлять рублю возможность для увеличения своего веса на фондовых биржах. В течение года рыночная конъюнктура стабилизируется, поэтому нынешние цены на энергоносители, которые, несмотря на постоянную коррекцию, колеблются вблизи максимальных исторических значений, могут подвести курсовую динамику рубля. В частности, стоимость «голубого топлива», котировки которого в прошлом году выросли в семь раз до сверхъестественного максимума в $2000 за тысячу кубометров, уже не вернутся к достигнутым отметкам. «Совокупность ожидаемого восстановления экспорта «Газпрома» и повышенные объемы поставок СПГ, если зима не окажется затяжной, могут восстановить уровень заполнения европейских газохранилищ до нормальных мерок, — уверен аналитик «Финам» Сергей Кауфман. — Цены на большинство энергоресурсов в таком случае до конца года перейдут из аномального в просто повышенное состояние. Котировки газа могут упасть до $300-400 за тыс кубов».

Стоимость нефти, от которой во многом зависят цены долговременных контрактов «Газпрома», также вряд ли ок5ажется постоянной. «Черное золото» может протестировать уровень в $100 за «бочку», после чего котировки сырья пойдут на спад. «Федеральная резервная система США не будет спокойно смотреть, как дорожающая нефть подпитывает инфляцию. Поэтому этот уровень вряд ли будет длительным», — прогнозирует директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.

В связи с этим, для рубля на первый план выходят не углеводородные факторы. «Большинство зарубежных инвесторов будут внимательно следить за возможными новыми санкциями по отношению к нашей экономике», — продолжает Николаев. Наиболее губительные последствия для отечественных финансовых организаций вызовет запрет на осуществление операций в долларах, которые продолжают оставаться ключевым инструментом при международных расчетах. Поиск обходных путей, в частности, постепенный переход на национальные денежные знаки, к примеру, в контрактах с Китаем или Турцией, потребует длительного времени, повышенных издержек и дополнительных рисков, носящих также и инфляционный характер.

С одной стороны, самый неприятный санкционный сценарий маловероятен. Вашингтон не способен полностью контролировать международную платежную систему SWIFT, отключение от которой России сделает невозможными, в частности, расчеты за поставки углеводородов. Задействование такого оружия приведет к всплеску инфляции в США, которая в январе ускорилась до 7,5% и обновила максимум за сорокалетний период. Американский рынок ушел в минус, что угрожает спровоцировать новый мировой кризис. «Можно предположить, что Белый Дом воспользуется русской поговоркой: «отморожу уши назло маме». Однако такого не будет — политики Соединенных Штатов могут декларировать любые угрозы, только для их осуществления придется советоваться с финансистами, которые вряд ли дадут положительную отмашку», — считает Николаев.

Взлет курса доллара выше 100 рублей, при реализации всех перечисленных мер, возможен, но бесперспективен для всех сторон. Однако надеяться на дорогую нефть, которая может послужить мотивировкой для укрепления рубля, России уже не стоит.

Последние новости