Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

"Эффект января" на рынке: беспроигрышная стратегия или биржевая байка?

В мире инвестиций многие хотят найти определенные сезонные паттерны и заработать на них. Один из таких периодов носит название «эффект января». Разбираемся, есть ли в этом статистическая обоснованность и закономерность

Что такое «эффект января»

«Эффект января» — это календарная аномалия, наблюдаемая на рынке, когда цены на акции имеют тенденцию к росту в первом месяце года.

Некоторые трейдеры считают, что эффект января — это надежный «календарный паттерн», который можно использовать для торговых стратегий. По их мнению, он дает возможность купить акции по низкой цене в декабре и продать их после того, как эффект января сработает и цены повысятся. Другие просто учитывают эффект января, когда хотят купить или продать акции в это время года.

Ранее мы рассматривали и другие закономерности на фондовом рынке:

  • Проверили, действительно ли стоит «продавать в мае и уходить». Доходность фондовых индексов с ноября по апрель и правда превышает средний рост с мая по октябрь. Причем такая закономерность справедлива как за всю историю расчетов индексов, так и на протяжении XXI века.
  • Разобрались, почему сентябрь называют худшим месяцем для инвестиций. Согласно данным за всю историю и за последние 20 лет, американские индексы в среднем испытывали наибольшее падение именно в этот месяц. Это вызвано несколькими причинами, такими как возобновление активности инвесторов после летнего отпуска и распродажей убыточных позиций хедж-фондами до окончания финансового года.
  • И выяснили, стоит ли бояться «октябрьского проклятья». Оказывается, почти все биржевые крахи произошли именно в октябре. Однако это можно назвать совпадением, так как исторически американские индексы показывают рост в этот период.

Почему возникает «эффект января»?

Январский эффект происходит не всегда, и его могут вызвать сразу несколько факторов. В совокупности они приводят к большому притоку средств на рынки:

  • Покупки после продаж в декабре. В последнем месяце года инвесторы часто продают акции, по которым у них убытки. Такая операция помогает снизить налогооблагаемую базу и тем самым уменьшает сумму уплаченного налога. После наступления нового года инвесторы снова покупают эти бумаги.
  • Инвестирование премий. Традиционно в декабре работникам выплачивают денежные вознаграждения по итогам года. Считается, что дополнительные средства многие направляют не на новогодние подарки, а на покупку активов.
  • Психологический эффект. Многие люди подводят итоги года и размышляют о том, как начать новый. Они могут наконец-то выполнить данное себе обещание начать инвестировать, или разработать новую стратегию, и согласно ей провести покупки.

Что говорит статистика об «эффекте января»

Если провести ретроспективный анализ, то можно заметить, что в среднем доля положительных периодов в январе за всю историю наблюдений составляет примерно 60% по основным американским и российским индексам. Больше всего положительных периодов наблюдалось у индекса Мосбиржи и Nasdaq — 66,67% и 65,85% соответственно. При этом наименьшая доля положительных периодов у валютного индекса РТС — 50%.

Если рассматривать период с начала XXI века, то средняя доля положительных периодов для всех индексов снижается примерно до 57%. Наибольшая доля снова у Мосбиржи — примерно 76%, наименьшая у S&P 500 и Dow Jones — по 47,62%.

Показатель около 50% не может подтвердить наличие какой-либо тенденции в росте акций в первый месяц года. Таким образом, пресловутый «эффект января» не подтверждается статистическими данными и его нельзя использовать как основу для прогнозирования движений на рынке.

Однако, согласно исследованию, опубликованному в The Wall Street Journal, с 1950 по 1999 год «эффект января» был значительным. Например, если бы вы купили акции большой капитализации в январе, вы бы получили в среднем доходность 1,89% за этот месяц. Если бы вы удерживали бумаги до конца года, то каждый следующий за январем месяц получали бы в среднем только 1,02% прибыли. Разница составляет 0,87 процентного пункта, причем для акций малой капитализации эта разница возрастает до 1,82 процентных пункта. Таким образом, покупка акций в начале января была чрезвычайно прибыльной стратегией.

Тем не менее, начиная с 2000 года, сила «эффекта января» уменьшилась. Если бы вы купили акции большой капитализации в начале января в последние 20 лет, то к концу месяци потеряли бы в среднем 0,53%. Январская доходность акций отставала в среднем на 1,39 процентных пункта по сравнению со средней доходностью за другие месяцы в течение года, отмечает WSJ.

Также, за последние 20 лет январь — один из худших месяцев для американских индексов. S&P 500 и Dow Jones в среднем снижались на 0,28% и 0,66% соответственно, Nasdaq незначительно рос — на 0,39%.

Для российских индексов, наоборот, январь — один из лучших. В среднем индексы РТС и Мосбиржи росли в этом месяц на 1,56% и 3,26% соответственно.

При этом влияние на динамику января имеет «ралли Санта-Клауса». Это семидневный период, который охватывает последние пять торговых дней декабря и первые два дня января. Согласно наблюдениям за всю историю расчета индекса, если S&P 500 растет в этот период, то январь будет положительным почти в 60% случаев, а год в целом — в 81%. При этом средняя доходность S&P 500 по итогам года, когда «ралли Санта-Клауса» было положительным, составляет 10,2%, при отрицательном исходе — минус 7,4%. С начала XXI века период конца декабря — начала января только пять раз приносил убыток инвесторам, причем это со 100%-ной вероятностью предвещало снижение по итогам января. В период «ралли Санта-Клауса» с 2021 на 2022 год индекс S&P 500 вырос на 1,44%.

Последние новости