Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Аналитики: Распечатывание ФНБ компенсирует бюджетную консолидацию, однако эффект для экономики неочевиден

Вложения излишков Фонда национального благосостояния (ФНБ) в экономику России могут дать толчок росту и смягчить запланированное с 2022 года ужесточение бюджетной политики, однако реальная отдача будет зависеть от качества новых инвестиций, эффективность которых зачастую страдает, говорят аналитики.

Помимо отсутствия гарантированного эффекта для экономики, траты ФНБ могут прибавить долгосрочных рисков, связанных с энергопереходом в мире, когда лишними накопления "подушки безопасности" точно не будут, добавляют они.

Российские власти планируют в ближайшие три года вложить из резервов до 2,5 триллиона рублей в инфраструктурные проекты, включая мегакомплекс Газпрома и Русгаздобычи в Усть-Луге.

Сумма за время дискуссий выросла в 2,5 раза - изначально Минфин и Центробанк настаивали на фиксированном лимите за трехлетку в 1 триллион рублей, называя именно эту величину безопасной для макроэкономических показателей и денежно-кредитных условий.

Глава Минфина Антон Силуанов в конце сентября объяснял возросший аппетит желанием правительства найти источники роста. По его мнению, ФНБ как ресурс, который тянет за собой и частные инвестиции, является "неплохим инструментом": главное, чтобы это не отражалось на инфляции.

Краткосрочные риски, включая разгон инфляции, в связи с увеличивающимися тратами аналитики считают минимальными. В этих условиях бюджетная политика вполне может быть более стимулирующей, считают они.

"(Инвестирование средств ФНБ), безусловно, положительно в рост, то есть это делает бюджетную политику мягче", - сказала Софья Донец из Ренессанс Капитала.

В следующем году российские власти планируют вернуться к докризисным параметрам бюджетного правила, которое они ослабили в 2020-2021 годах ради борьбы с пандемией, существенно нарастив расходы казны. Проект бюджета на ближайшую трехлетку предполагает сокращение расходов в 2022 году на 1,5% ВВП по сравнению с текущим годом.

"Общий эффект прямых расходов может быть смягчен инвестициями из ФНБ", - написал Дмитрий Долгин из ING.

По мнению Донец, если не будет больших задержек с реализацией проектов на деньги ФНБ, а сами они будут диверсифицированы, российская экономика сможет расти в ближайшие годы темпами ближе к 3%, а не к потенциальным 2%.

НЕГАРАНТИРОВАННАЯ ОТДАЧА

Ключевой вопрос в том, куда именно будут инвестированы накопленные на "черный день" средства. Президент Владимир Путин в начале марта дал правительству месяц на подготовку предложений о вложениях средств ФНБ, однако детальный список проектов власти пока не обнародовали, и аналитики опасаются, что деньги могут быть растрачены впустую.

С содержательной точки зрения, инвестиции это или потребление будет понятно по качеству проектов, считает Александр Исаков из ВТБ.

"В случае высокого уровня качества проектов, их реализация увеличит потенциальный рост. Неудачно же выбранные проекты с точки зрения экономического смысла являются потреблением, а следовательно, в итоге лишь увеличат общий спрос, вытеснив спрос иных секторов экономики, - сказал Исаков.

Вложения в ФНБ, скорее всего, надо рассматривать как квазирасходы, потому что это очень длинные инвестиции, которые непонятно, когда вернутся, указывает Долгин.

"Опыт последних 10-20 лет показывает, что государственные инвестиции в какие-то крупные проекты имеют мягко говоря негарантированную отдачу и не ускоряют экономический рост. Поэтому по факту это все некие траты с непонятным выхлопом", - считает Долгин.

Критерии и правила инвестирования средств ФНБ должны исключить их де-факто трансформацию в "завуалированные" расходы бюджета, поэтому необходимо консервативно подходить к выбору проектов: обеспечить безусловную возвратность средств фонда и формирование рыночного уровня доходности, написал Минфин в опубликованных на прошлой неделе Основных направлениях бюджетной политики.

В России мультипликатор госрасходов был всегда достаточно низкий, и прогресс с точки зрения увеличения их эффективности не наблюдается, сказала эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина.

"Хотелось бы, чтобы это вложение было именно с целью стимулировать экономический рост, а не просто потратить и сказать, что мы потратили. Чтобы все эти проекты были реально построены, а не так, что сейчас эти деньги будут вбухнуты в долгострой, который завязнет, и в результате нужно будет вкладывать еще деньги еще на 10 лет, потому что у нас никогда сроки и сметы не выполняются", - сказала Суслина.

Фактор, который также может снизить эффективность вложений из ФНБ - если инвестиции пойдут не в те сектора, которые без государственных денег их бы не осуществили, а туда, где уже есть частные деньги, и фактически их заменят, сказала Донец.

"Если бы это были стоящие проекты, повышающие потенциал экономики, то вряд ли были бы проблемы с привлечением для них рыночного финансирования, особенно в нынешних условиях экстремально низких процентных ставок мире", - считает Евгений Суворов, автор Telegram-канала MMI и экономист банка ЦентроКредит.

ИЗДЕРЖКИ СЫРЬЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Траты ФНБ кардинально повышают долгосрочные риски, среди которых большую опасность представляет ESG, считает Суворов.

"Распечатывание ФНБ происходит в тот момент, когда весь мир активно начинает энергопереход. Если этот процесс будет успешным, то лет через 10 российские нефть и газ в нынешних объемах могут уже и не потребоваться. А вот кубышка в тот момент могла бы очень пригодиться", - написал Суворов.

Минфин РФ предупреждает, что наиболее амбициозные сценарии энергоперехода грозят катастрофическим падением спроса и цен на нефть, что поднимет вопрос об устойчивости федерального бюджета России и может снизить резервы до критической отметки в 2-3% ВВП уже в начале 2030-х годов.

На 1 сентября объем ФНБ с учетом размещенных в облигации, акции и на депозиты в банках средств составлял 14,02 триллиона рублей, или 12,1% ВВП, в том числе ликвидные активы - 8,48 триллиона рублей, или 7,3% ВВП.

Для снижения долгосрочных бюджетных рисков, связанных с энергопереходом, Минфин предложил довести минимальный уровень ликвидных резервных активов с 7% до 10% ВВП, при превышении которых согласно Бюджетному кодексу можно тратить резервы на инвестиции.

Путин на прошлой неделе уже поручил правительству подумать над целесообразностью поэтапного повышения порога до 10% ВВП. Исключение составят вложения в инфраструктурные проекты на 2,5 триллиона рублей, о которых уже договорились власти.

Основной аспект с инвестированием резервов в том, будет ли прогресс с точки зрения снижения сырьевой зависимости России, сказала Донец.

"У нас все более очевидны издержки сырьевой зависимости, в том числе с учетом глобального тренда на декарбонизацию. Если на что-то и тратить нефтяные деньги, то на проекты, направленные на расширение несырьевого экспорта, несырьевых доходов. Посмотрим, будет ли это так работать", - сказала она.

Последние новости

© Audit-it.ru, 2013 - 2021 Реклама на сайте
или оставьте свои отзывы и предложения
Для iOS:
Для Android: