Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Расходы на нацпроекты вырастут на 340 млрд. На что пойдут деньги? Инфографика.

Расходы на нацпроекты в ближайшие три года планируется увеличить на 340 млрд, или на 4% относительно заложенных ранее уровней. Таким образом, в 2022–2024 годах траты на приоритетные цели составят 8,4 трлн рублей. Это следует из пояснительной записки к проекту бюджета (есть в распоряжении «Известий»). При этом внутри самих нацпроектов ожидается масштабное перераспределение средств: с комплексного плана модернизации инфраструктуры снимут почти 40% финансирования, с нацпроекта «Жилье и городская среда» — 11%, а с «Международной кооперации и экспорта» — 8%. Параллельно ассигнования на нацпроект «Культура» вырастут на 68%, а на «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — на 60%.

Кому минус, кому плюс

В 2022 году на нацпроекты потратят 2,7 трлн, в 2023-м — 2,8 трлн, а в 2024-м — 2,9 трлн рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета. В общей сложности за три года ассигнования достигнут 8,4 трлн, что на 340 млрд, или 4%, больше, чем планировалось ранее.

Вместе с тем финансирование отдельных нацпроектов подвергнется резким изменениям. Так, сильнее всего сократят траты на Комплексный план модернизации и развития магистральной инфраструктуры — на 39%, или 335 млрд рублей. Большая часть суммы (231 млрд) должна была пойти на строительство автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, однако ее уже профинансировали в 2019–2020 годах, говорится в пояснительной записке.

Урежут и нацпроект «Жилье и городская среда» — на 11%, или 61 млрд рублей. На 3 млрд снизят ассигнования на стимулирование бюджетного строительства и на 113 млрд — на расселение граждан из аварийного жилья, которое признали таковым до 2017 года. В то же время на сокращение непригодного для проживания фонда, который получил этот статус после 2017-го, наоборот, добавят 44 млрд в 2022–2023 годах.

Кроме того, уменьшат финансирование нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Оно снизится на 8%, или 41 млрд рублей. Сокращение затрат коснется прежде всего компенсаций на транспортировку товаров организациям промышленности — их урежут почти на 22 млрд рублей.

Впрочем, на ряд нацпроектов ассигнования, наоборот, увеличат. На 68%, или 52 млрд рублей, вырастут траты на проект «Культура». 20 млрд из них пойдут на реализацию мер из послания президента Федеральному собранию: капремонт сельских домов культуры, модернизацию библиотек, реконструкцию музеев. Остальные 30 млрд потратят на производство государственного контента, направленного на формирование гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи.

Резко вырастут траты и на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — на 60%, или 497 млрд рублей. При этом полтриллиона рублей (507 млрд) на него добавят в связи с увеличением объема межбюджетных трансфертов регионам, а 44 млрд урежут с мероприятий по развитию федеральной магистральной сети из-за опережающего финансирования.

На 16%, или 48 млрд рублей, увеличатся расходы на нацпроект «Экология» — эти средства направят на имущественный взнос государства в компанию по обращению с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

Также на 16% повысят финансирование нацпроекта «Образование» (в рублевом выражении изменение составит 73 млрд), на 7% (30 млрд) вырастут ассигнования на «Науку и университеты» и почти на 3% (70 млрд) — на нацпроект «Демография». Последний усилят ежемесячными выплатами на детей до трех лет (43 млрд) и на первенцев (порядка 30 млрд).

Кроме того, на 1%, или на 7 млрд, вырастут расходы на нацпроект «Здравоохранение» — главным образом за счет строительства больницы в Курске.

Впрочем, некоторые нацпроекты оставили практически без изменений — речь об «МСП и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы», а также о «Производительности труда». Первый сохранил запланированное финансирование, а второй увеличил его на 0,01%, или 2 млн рублей. Как пояснили в пресс-службе Минэкономразвития, бюджетирование нацпроекта по производительности завязано на KPI. Если они перевыполняются, происходит коррекция в сторону увеличения.

В Минтрансе заявили, что корректировки нацпроекта «Безопасные качественные дороги» профинансируются благодаря зачислению большего процента акцизов в федеральный бюджет. Там отметили, что в целом параметры национальных и федеральных проектов в сфере транспорта остаются без изменений.

В Минпромторге отметили, что суммарный объем средств, которые были предусмотрены в бюджете до 2024 года на реализацию нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», не меняется: 41 млрд рублей будет перераспределен на докапитализацию АО «Эксар» в 2021 году, при этом средства будут перенесены из финансирования, запланированного на 2022–2024 годы. Такие корректировки связаны с реализацией отдельных мероприятий нацпроекта с опережением плана.

«Известия» обратились в пресс-службы и других министерств, курирующих нацпроекты, — Минкульта, Минтруда, Минприроды, Минстроя, а также Минфина — с просьбой прокомментировать изменения в финансировании.

Снять с буксира

Корректировка бюджетов нацпроектов — это калибровка приоритетов в свете увеличения доходов федеральной казны и изменения потребностей, отметил главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Так, в прошлом году значительно увеличили финансирование нацпроекта «Здравоохранение». Видимо, на ближайшем горизонте в фокусе внимания будут дороги и культура, констатировал эксперт.

Часть нацпроектов долгое время буксовала, поэтому пропорции распределения дополнительных средств скорее отражают этот фактор, нежели приоритезацию одних проектов по отношению к другим, возразил управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов.

При этом он отметил, что эффективность нацпроектов до сих пор вызывает вопросы.

— Первоначально их реализация столкнулась с трудностями формулирования конкретных задач в рамках стратегических направлений. Много времени ушло на раскачку. Но продление сроков реализации нацпроектов до 2030 года фактически обнулило предыдущие усилия по планированию, поскольку за этот период времени в ряде направлений успел измениться технологический уклад и некоторые ранее сформулированные задачи стали неактуальны, — заявил Андрей Пискунов.

Нацпроекты — это среднесрочная с точки зрения временных характеристик (2019–2030 годы) и средняя по объему финансирования (2% ВВП) программа, отметил аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Сама по себе она — лишь инструмент реализации целей регуляторов, которые сейчас заключаются в сдерживании мировых инфляционно-кредитных рисков, считает эксперт.

Последние новости