Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Когда начать рассказывать детям про деньги и инвестиции? Эксперты говорят, что чем раньше, тем лучше.

Легендарный инвестор Уоррен Баффет первую сделку на бирже совершил в 11 лет. Он часто шутит, что начал инвестировать слишком поздно. А когда самое время учить ребенка первым шагам на фондовом рынке?

Чем раньше, тем лучше

«Говорить о деньгах детям надо с того момента, как у них появляются вопросы. И в два, и в три года — они же с нами ходят в магазины, видят, что мы расплачиваемся деньгами или карточками», — говорит Марина Романенко, детский практикующий психолог и основатель «Академии Профессионального Родительства».

Почемучки, которые вознамерились скупить весь магазин, часто слышат загадочную фразу «Денег нет». Дети узнают, что родители ходят на работу, чтобы эти самые деньги были. Все это — первые соприкосновения с миром финансов.

Если ребенку уже 4—5 лет, а вопросов о деньгах так и не возникало, Марина Романенко рекомендует инициировать разговор родителям, спросив: «Как ты думаешь, что такое деньги? Давай поговорим об этом». В том же возрасте, по ее мнению, можно начать выдавать раз в неделю первые карманные деньги, небольшими суммами — 30—50 рублей. Этого как раз хватит на какую-нибудь мелочь, которая порадует: машинку или куклу.

Самостоятельные покупки детсадовца

С детьми 5—6 лет точно будет интересно вместе что-нибудь купить. Тогда же родителям пора учить их выбирать, на что лучше потратить деньги, если на все, чего хочется, их не хватает.

«В этом возрасте дети уже знакомы с категорией «деньги», они интересуются, что и сколько стоит и что можно купить», — рассказывает психотерапевт сервиса «Мета», клинический психолог Елена Куперштейн. Важно научить ребенка, как воспринимать деньги. Обязательное условие — у самих родителей сформировано отношение к деньгам. Задачей родителей будет передать ребенку знания, а не нагрузить своими страхами и тревогами.

В 5—6 лет дети любят играть «в магазин», так что можно играть вместе с ними, постепенно обучая правилам, которые пригодятся в реальной жизни, отмечает бизнес-тренер, эксперт по финансам Татьяна Герасимова. Так, можно давать им возможность и что-то самостоятельно купить в присутствии взрослых: выбрать товар, дать деньги продавцу, забрать сдачу.

В таком возрасте ребенок уже может завести копилку и собирать мелочь, которую дарят ему члены семьи. Это хороший способ дать возможность ребенку сделать выбор между накоплением на более крупную покупку и мелкими текущими расходами, считает эксперт.

Личные карманные

Переступив порог школы, ребенок начинает себя чувствовать взрослым. Карманными деньгами он тоже должен распоряжаться сам: что купить, сколько и когда. Марина Романенко рекомендует давать эти небольшие суммы уже реже — например, раз в две недели. Юный покупатель должен учиться сам планировать бюджет: на игрушки, на вкусное и на другие желания.

Примерно в семь лет формируются мозговые структуры и абстрактно-логическое мышление, которое необходимо для совершения финансовых операций, поясняет Куперштейн. «Ребенок идет в школу, и ему необходимо иметь свои деньги (в пределах школьных расходов: проезд, обед, вода и т. д.), — продолжает психолог. — Это деньги, которые выдаются на правах члена семьи. Ни в коем случае не за отличную учебу, поощрения или наказания». Чтобы сделать процесс более официальным и значимым для ребенка, она предлагает обсуждать сумму на семейном совете. Взрослым лучше договориться об этом заранее, чтобы при разговоре они совпадали во мнении.

Учите детей управлять деньгами

Родители и дети должны установить правила управления финансами. «Например, если ребенок неосмотрительно израсходовал всю недельную сумму карманных денег в первый же день, не давайте ему дополнительных денег. Позвольте ему прочувствовать последствия своего решения, поддерживайте его, но сохраняйте твердость», — советует Татьяна Герасимова.

Взрослым придется учесть, что деньги детей принадлежат детям, родители уже не могут ими распоряжаться. Надо говорить ребенку: «Это твои деньги, распоряжайся ими, как считаешь нужным. Но делай это правильно, а если будут вопросы — задавай»,— говорит Марина Романенко.

Юные граждане наверняка поначалу будут спускать карманные деньги на жвачку, чипсы, колу. Придется запастись терпением и не осуждать. Дождаться, когда молодой покупатель сам поймет: на это не стоило тратить деньги. «Потом они начнут вкладывать деньги в другие интересующие их объекты и процессы, перейдут к осознанным тратам», — успокаивает Романенко.

В начальной школе ребенка нужно приобщать к домашнему бюджету. Рассказывайте, сколько стоит электричество, тепло или мобильный телефон. Объясняйте, какие источники дохода есть у вашей семьи, какие статьи затрат, какие крупные покупки предстоят, на что семья копит. Если у вас есть кредит, покажите детям, как расплачиваться по нему. Делитесь уроками, которые вы извлекли. Например, насколько опасно накапливать большие долги по дорогостоящим кредитным картам.

Татьяна Герасимова считает, что на этом этапе пора рассказать ребенку и о принципах формирования сбережений:

— как работают депозиты,

— зачем нужны резервы,

— как работает страхование.

Первые инвестиции

Некоторые брокеры не возражают против открытия у них ИИС или счета для 14-летнего подростка. Но можно ли в таком возрасте принимать инвестиционные решения, даже если уже есть навыки инвестирования?

Система образования в России не предусматривает ранней финансовой грамотности детей, говорит учитель начальных классов в школе № 1371 в Крылатском (Москва) Наталья Левина. «Было бы хорошо в рамках внеурочной деятельности ввести для начальной школы курсы, вебинары либо обучающие ролики с современной графикой, где простым языком рассказывать детишкам о фондовой бирже, об инвестициях», — считает она.

Марина Романенко тоже полагает, что если ребенок прошел стадию подготовки — научился общаться с деньгами, то в 9—11 лет ему уже пора узнать о бирже. Лучше, если о ценных бумагах ему расскажет его папа или мама, которые сами инвестируют. «Почему бы не сказать ребенку: «Пойдем. Я тебе покажу, чем занимаюсь. Не знаю, что из этого получится, но предполагаю, что мы заработаем деньги», — предлагает эксперт возможное начало разговора. Дальше на простых примерах объяснить принципы работы фондового рынка, показать разницу между разными видами ценных бумаг.

Можно, например, открыть брокерский счет, поместить туда небольшую сумму — скажем, в складчину с ребенком купить акции со стратегией вдолгую. Затем объяснять ему логику изменения цены акций, как следить за изменением суммы на счете, что можно узнать из отчетов. Так может сделать любой родитель, даже тот, который делает первые шаги на фондовом рынке.

На современном фондовом рынке большинство участников торгов пользуется личными кабинетами. Разберем, как организовано это виртуальное пространство для инвестора.

«У детей живой ум, незашоренный. Они могут выдвигать идеи, — говорит Романенко. — Но стоит сразу же договориться, что, мол, если мы потеряем или заработаем, то вместе, в таком-то процентном соотношении».

Юный инвестор известных компаний

Ведущий аналитик The Motley Fool Джейсон Мозер начал обучать инвестированию своих дочерей, когда старшей было всего восемь лет. Как-то за обедом в ресторане Panera Bread он сказал им, что владеет небольшой частью именно этого бизнеса, потому что купил акции Panera Bread Co. Ненавязчиво Мозер объяснил девочкам, что такое акции, как их можно купить и как на них можно заработать. Затем они вместе стали выбирать компании, о которых девочки знали не понаслышке. Мозер предлагал им инвестировать в компании, с бизнесом которых девочки так или иначе знакомы, — Starbucks, Walt Disney, Facebook, Twitter.

Каждый квартал дочки выбирали по одной компании, причем каждый раз новой, чтобы научиться составлять портфель. Так на брокерском счете Ханны и Эйнсли Мозер появились акции производителя куклы Барби Mattel, сети кофеен Starbucks, производителя спортивной одежды и снаряжения Under Armour и многие другие. Как отмечает Мозер, каждый раз, когда девочки что-то покупают в магазинах Whole Foods или Apple (в которые тоже инвестировали), они считают, что это очень круто — владеть частью бизнеса компании и поддерживать ее. А свой брокерский счет они пополняли за счет денег, которые получали в подарок на дни рождения и в праздники.

Рекомендованные книги

Эксперты, опрошенные Банки.ру, назвали книги, которые помогут родителям грамотно подойти к финансовому образованию детей.

  1. Бодо Шефер, «Пес по имени Мани».
  2. Бодо Шефер, «Кира и бублик».
  3. Роберт Кийосаки, «Богатый папа, бедный папа».
  4. Роберт Кийосаки, «Богатый ребенок, умный ребенок».
  5. Роберт Кийосаки, «Бедный папа для подростков».
  6. Роберт Кийосаки, «Квадрант денежного потока».

Заинтересовать, но не заставлять

Многие инвесторы, понимая, насколько важно начать работу на фондовом рынке как можно раньше, стремятся вырабатывать финансовые привычки в своих детях с раннего возраста. Ведь только за счет начисления сложных процентов можно накопить к пенсии сотню тысяч долларов из отложенной 1 000 долларов. Но сделать это возможно, только если начать инвестировать сызмальства.

Хорошо, если дети проявляют интерес к инвестированию, а если нет? Елена Куперштейн предупреждает, что привлекать внимание ребенка к инвестированию нужно, только если он сам хочет это делать и заинтересован. Есть дети, которым это просто неинтересно. Давить и заставлять их не стоит. Ведь деньги, как, впрочем, и все в этой жизни, должны приносить удовольствие.

Последние новости

© Audit-it.ru, 2013 - 2021 Реклама на сайте
или оставьте свои отзывы и предложения
Для iOS:
Для Android: