Курс доллара и евро
 сейчас и на завтра

Россия продолжает увеличивать финансирование Венесуэлы, экономика которой погружается в хаос. Во II квартале в Венесуэлу поступило еще около $1 млрд от "Роснефти"; эта щедрость увеличила "дыру" в балансе компании до 183 млрд рублей. Вся эта история напоминает сделку с облигациями Януковича, когда за 2 месяца до его свержения и бегства из страны Россия пыталась спасти режим экстренным кредитом на $3 млрд.

Россия продолжает увеличивать финансирование Венесуэлы, экономика которой погружается в хаос, вызванный дефицитом валюты, отсутствием товаров первой необходимости и массовыми протестами, в ходе которых погибли более 120 человек.

Во втором квартале в Венесуэлу поступило еще около 1 млрд долларов от "Роснефти", сообщает в понедельник Райффайзенбанк со ссылкой на полугодовой отчет компании по МСФО.

Деньги были перечислены на счета венесуэльской нефтяной госкомпании PDVSA, объединяющей последнюю работоспособную отрасль в стране - добычу и переработку "черного золота". За счет нее Венесуэла получает всех 96% валютных доходов, которые дают ей возможность импортировать продовольствие и избегать массового голода.

Российский кредит был оформлен как предоплата за покупку венесуэльской нефти. Аналогичная сделка - на 1,5 млрд долларов - была заключена летом прошлого года и закончилась провалом.

К февралю кредит оказался просрочен на 50% - по данным Reuters, тонущая в долгах PDVSA не смогла поставить авиатопливо и сырую нефть на 750 млн долларов из-за ареста танкеров и терминала на Багамских островах.

Несмотря на это, "Роснефть" решила увеличить вливания в режим президента Николаса Мадуро, бывшего водителя автобуса, который в апреле бросил армию на подавление протестов, а в августе созвал Учредительное собрание, чтобы изменить конституцию и лишить оппозиционный парламент рычагов воздействия на власть.

Во втором квартале денежный поток "Роснефти" уже был отрицательным - поступления на счета оказались меньше, чем приток; щедрость же в отношении Венесуэлы увеличила "дыру" в балансе компании до 183 млрд рублей, подсчитали в Райффазенбанке.

В результате денежная подушка "Роснефти" сократилась почти вдвое - с 790 до 439 млрд рублей, компания теряла наличность со скоростью около 2 миллиардов рублей в день.

Как и год назад деньги, пришли в Венесуэлу накануне крупных платежей по внешнему долгу, которые грозят стране дефолтом.

В апреле правительство Венесуэлы погасило крупнейшим в этом году платеж перед западными кредиторами - на 3 млрд долларов. В августе нужно отдать 725 млн долларов, а в октябре и ноябре - 3,5 млрд долларов.

Общая сумма платежей - 5 млрд долларов до конца года, подсчитали аналитики Caracas Capital Markets. Резервы ЦБ Венесуэлы при этом упали до 10,3 млрд долларов, причем большая часть из них - это золотые слитки, непосредственно в наличной валюте - не более 3 млрд долларов.

В июне Венесуэла смогла с большой скидкой продать бонды своей "нефтяной машины" - на 895 млн долларов. Председатель Национальной ассамблеи страны Хулио Борхес заявил Bloomberg, что по крайней мере треть этой суммы ушла на закупку в Россия оружия, которое было использовано для подавления протестов.

Российские инвестиции в Мадуро напоминают сделку с облигациями Виктора Яноковича, когда за два месяца до его свержения и бегства из страны Россия пыталась спасти режим экстренным кредитом на 3 млрд долларов, отмечает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

Вложения "Роснефти" выглядят так, будто компания выполняет не экономические, а политические инвестиции, навряд ли эти деньги окупятся или вернутся в полном объеме, рассуждает она. Но понять происходящее можно - не слишком много в мире осталось стран, полностью поддерживающих Россию, констатирует Акиндинова.

Последние новости